Методика включения героев литературных произведений
в драматургию театрализованных представлений и праздников.
Тюменский государственный институт культуры; кафедра РТПиП
Автор О.Б. Свечникова
Драматургия театрализованных представлений и праздников подразумевает активное использование героев литературных произведений – комедий, трагедий, драм, романов, рассказов, сказок, былин, басен, фольклора и других жанров литературы.
Проблема состоит в том, что авторы сценариев, включая в сюжет литературных персонажей, не достаточно полно раскрывают их характер, либо присваивают им характеры и поступки, не совсем соответствующие их сути.
Сценаристам и режиссерам необходимо корректно применять литературные архетипы - часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению литературоведа Аллы Юрьевны Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро [4].
В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого Зигмунда Фрейда - швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний.
Карл Юнг заметил, что есть схожие сюжеты, которые присутствуют в большинстве сказок, легенд, мифов и преданий народов мира. Архетип – это схема, общий сценарий, который в конкретных жизненных обстоятельствах может воплощаться в различных формах. Человек бессознательно отождествляется с определённой ролью из сюжета и играет её на материале своей жизни. Декорации, продолжительность, обстоятельства, и другие характеристики могут меняться, но присутствует некоторая общая схема разворачивания, почерк. Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор. Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение.
Юнг утверждал, что тайна влияния искусства – особая способность художника прочувствовать определенные архетипические формы, а впоследствии отобразить их в произведениях [9].
Основные архетипы Юнга: «Маска», «Анима», «Самость», «Тень».
Маска. Данный архетип в переводе с латыни означает личину – публичное лицо человека. Иначе говоря, то, как люди проявляют себя в рамках межличностных отношений. Маска символизирует множество ролей, проигрываемых человеком в соответствии с существующими социальными требованиями. В восприятии Юнга она служит цели: производить особое впечатление на остальных людей либо утаивать от них свою истинную внутреннюю сущность. Примеры литературных героев данного архетипа – Хлестаков, Чичиков, Тартюф.
Тень - темная, дурная, животная сторона личности, подавленная в человеке. Данный архетип содержит людские общественно неприемлемые агрессивные, половые импульсы, а также аморальные страсти, мысли. Однако у нее имеется и ряд положительных черт - Юнг расценивал «Тень» в качестве источника нескончаемой жизненной силы, творческого начала, спонтанности в судьбе индивидуума. Пример литературных героев данного архетипа – Урия Хип (Ч.Диккенс), Порфирий Владимирович «Иудушка» Головлев (М. Салтыков-Щедрин), Чарльз Огастес Милвертон (Артур Конан Дойль), Медсестра Милдред Ретчед (Кен Кизи), Жан-Батист Гренуй «Парфюмер» (Патрик Зюскинд), а так же одна из исторических личностей - Салтычиха.
Первообразы «Анима», «Анимус». В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогинная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй – мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона). Как правило, к архетипу «анимус» относятся женщины, обладающие жестким характером, это революционерки, солдаты, пилоты, каскадеры и др. К архетипу «анима» относятся мужчины, не стремящиеся к власти, обладающие более мягким характером.
«Самость» в рамках концепции Юнга признается наиболее важным. «Самость» – сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию. Эволюция самого себя – первостепенная цель жизни человека. Юнг полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта [1].
К данному архетипу относятся выдающиеся личности в науке, искусстве, религии. Пример литературных, сказочных героев данного архетипа – Дед Мороз.
Тами Коуден, Каро Ла Февер и Сью Видерс в книге «Герои и героини» подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:
Мужские персонажи.
Начальник. Все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо.
Плохиш. Умен и харизматичен. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
Лучший друг. Стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
Очаровашка. Креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова.
Потерянная душа. Живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
Профессор. Весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
Искатель Приключений. Не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояля» Яна Флеминга.
Воин. Благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.
Женские персонажи.
Начальница. Требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
Соблазнительница. Умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.
Отважная девчонка. Цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
Безбашенная. Эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.
Белая и пушистая. Наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
Библиотекарша. Умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
Крестоносец. Борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева.
Утешительница. Может справиться с любой задачей. Она утешит и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.
Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница. Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважная девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы [2].
Русский писатель Николай Максимович Яновский выделил четыре
основные архетипа:
Дон Кихот - мечтатель, романтик, идеалист,
герой, олицетворение благородности
.
Дон Жуан –
непостоянен в отношениях,
любящий женщин, повеса, соблазнитель.
Квазимодо – уродлив внешне, но прекрасен
своим
внутренним миром.
Гамлет – думающий, ищущий правосудия.
Имена собственные данных архетипов силу их временной и пространственной устойчивости перешли в нарицательные, т.е. человека, наделенного мечтательностью, желанием защищать, совершать благородные поступки, мы называем Дон Кихотом, и т.д. Этот процесс применения собственного имени вместо нарицательного или нарицательного в значении собственного называется «Антономазией» [5].
Антономазия - это троп, основанный на переименовании, стилистический приём, состоящий в образном иносказательном обозначении предмета или явления. Источниками многих антономазий являются яркие литературные образы. Имена персонажей У. Шекспира стали нарицательными обозначениями человеческих качеств: «Отелло» – «ревнивец», «Ромео и Джульетта» – «безумно влюбленные». С распутником и обольстителем отождествляется имя героя многих художественных произведений - «Дон Жуана».
Еще примеры антономазии:
Плюшкин – представляет чрезвычайно жадного, мелочного человека. Персонаж пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.
Хлестаков – персонаж, умудрившийся собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, мотовство, легкомыслие и безответственность за свои поступки.
Папа Карло – человек труженик, скромно живущий, работающий много и тяжело, зарабатывая честным трудом на хлеб насущный.
Золушка. Таким именем называют скромных, трудолюбивых, покладистых, доброжелательных девушек, не избегающих самой сложной работы [8].
Таких примеров – множество, и чем точнее и ярче будет передан их образ и характерные поступки в драматургии театрализованных представлений, тем интереснее и увлекательнее будет действо, тем легче и понятнее будет раскрыта тема и идея и доведена до зрителя сверхзадача.
Абсолютно недопустимо разрушать образы героев ради сомнительной оригинальности замысла. Например, в одном из сценариев новогоднего театрализованного представления Дед Мороз вдруг превратился в отрицательного персонажа, переняв все качества Кощея Бессмертного. В то время, как Дед Мороз – и есть главный волшебник, творец, воплощение доброты, щедрости, мудрости и справедливости. Насилие над таким героем - недопустимый прием, так как традиционные праздничные персонажи (Дед Мороз, Снегурочка, Масленица и т.д.) - своеобразные маски народного театра. Их появление на сцене несет сильнейшее эмоциональное значение, они выполняют очень важную и нужную функцию - укрепляют в зрителях уверенность в незыблемости миропорядка, конечной победе добра над злом [7].
Так же невозможно поверить в честность и благородство таких литературных героев как Кот Базилио и Лиса Алиса – образы лживых, изворотливых, жадных личностей, совершенно лишенных стыда и совести, способных ради легкой наживы пойти на любое преступление. Поэтому даже не нужно пытаться представить их зрителю в истинном благородном свете, кроме того момента, когда они надевают на себя личину благородства. Согласно высказыванию режиссера А.Митты – зритель должен четко видеть борьбу противоположных сил – Черта и Ангела – добра и зла, света и тьмы.
Итак, рождение замысла сценария театрализованного представления включает в себя появление действующих лиц – персонажей, которые условно можно разделить на несколько групп:
• Персонажи, заимствованные из мифологических, фольклорных, литературных и кино-телеисточников (Икар, Одиссей, Иванушка-дурачок, Емеля, Царь Горох, Хозяйка Медной горы, Афоня, Буратино и многие другие)
• Персонажи, связанные с игровой праздничной традицией (скоморохи, шуты, деды зазывалы, Петрушка и др.)
• Исторические персонажи (Леонардо Да Винчи, Юлий Цезарь, Петр Первый, Юрий Долгорукий, Ермак, В.Чапаев и многие другие, связанные с историей городов, областей, с памятными датами.)
•Оригинальные, придуманные автором персонажи (Чебурашка, Кракозябра и др.)
Существуют разные способы их возникновения:
Движение от прототипа или прототипов. Персонажи создаются на основе жизненных наблюдений за ре
альными людьми (в трамвае - Пасса
жир, Контролер; на экзамене - Профессор, Студент и т.д.).
Олицетворение - создание аллегорических фигур пу
тем превращения отвлеченных понятий в живых пер
сонажей (Память, Совесть, Война
, Весна, Любовь
и т.д.).
Особого умения и опыта требует от сценариста необходимость совмещения различных персонажей в пределах одной художественной реальности. Нельзя совмещать персонажей из разных литературных источников, если их встрече на сценической площадке нет объективных причин. И, напротив, если автор придумает интересный сюжет, найдет причину конфликта, создаст особые условия для взаимодействия этих персонажей, такое театрализованное представление будет интересным, увлекательным для зрителя, оставит большой эмоциональный след. Один из примеров - повесть В.Шукшина «До третьих петухов». В 12 часов ночи в библиотеке оживают все те, кто населяет книжки от Ивана-дурака до Онегина. Читатель четко понимает, что библиотека – оптимальное условие для встречи множества литературных героев. Кроме этого, оправдана причина их оживления, их столкновения, определен конфликт и пути его решения, сохранены яркие образы персонажей [6].
Стоит подчеркнуть, что в литературе, в живописи в драматургии и режиссуре массовых праздников существует два способа типизации героя: собирательный и избирательный.
Традиционным типом является собирательный образ. Здесь сценарист-режиссер, на основании своих знаний, жизненного опыта, впечатлений, а иногда на основании определённого прототипа, создает обобщённый характер. Собирательный способ типизации наличествует в тех сценариях, которые должны наиболее глубоко и ярко раскрыть образ реального героя, или же главного, сделать этот образ более объемным и значительным. Собирательный образ не заменим при создании образа, какого либо коллектива, который будет выступать в праздничном действе в роли главного героя.
Ещё одним способом типизации героев является избирательный способ. Белинский отмечал: «В жизни встречаются такие типы, которые достаточно переложить на бумагу, чтобы они имели все признаки художественного образа». В драматургии массовых праздников этот способ является главенствующим [5].
Таким образом, приступая к разработке сценария театрализованного представления или праздника, сценарист обязан осторожно и ответственно относиться к выбору того или иного литературного персонажа, так как каждый герой должен нести ту смысловую нагрузку, согласно которой он раз и навсегда наделен определенными качествами характера, мыслями и поступками, отражающими жизненную и художественную правду.
Библиографический список
Архетипы
Карла Юнга.
[Электронный ресурс] Электрон
.
т
екстовые дан. – Режим доступа:
https://www.syl.ru/article/179742/new_arhetipyi-eto-osnovnyie-arhetipyi-po-yungu
(
дата обращения: 05.04.2019
)
Архетипы в литературе
[Электронный ресурс] Электрон
.
т
екстовые дан. – Режим доступа:
https:// ru.wikipedia.org/
wiki
/
(
дата обращения: 06.04.2019
)
Антономазия
[Электронный ресурс] Электрон
.
т
екстовые дан. – Режим доступа:
https://www.litdic.ru/antonomaziya/
(
дата обращения: 07.04.2019
)
Большакова
А. Ю. Теория
архетипа на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Теоретические проблемы литературоведения
[Текст
]
/ А. Ю. Большакова.
// Вопросы филологии. 2003. №
1
.
Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников ; сценарные технологии : учеб
.
п
особие [Текст] / О. И. Марков. – Краснодар, 2004. – 406
с
.
Мелетинский
Е. М.
О литературных архетипах [Текст
]
/ Е. М.
Мелетинский
. - Москва
:
Изд-во РГУ, 1994. 136
с
.
Сценарное мастерство
[Электронный ресурс] Электрон
.
т
екстовые дан. – Режим доступа:
https:// theatricallibrary.wordpress.com/2012/03/30/шилов-н-сценарное-мастерство/
(
дата обращения: 05.04.2019
)
Топорков
А. Л. Предвосхищение
понятия «архетип» в русской науке 19 века / Лите
ратурные архетипы и универсалии
[Текст
]
А.Л.Топорков. -
М
осква
:
Изд-во РГУ, 2001. С. 69−85.
Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного
Архетип и символ
[Текст
]
/ К. Юнг. - Москва
:
Триада-Арт
, 1991.
– 172 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат