Дата публикации:
07.10.2019
Автор:
Дубинина Галина Анатольевна
Название работы:
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе «Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.С. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Работа:
Автор: Дубинина Галина Анатольевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Основная общеобразовательная школа №35 г. Калуги
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе
Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.С. Сайкиной
Детская спортивная школа
Цели: продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; обогащать словарный запас учащихся.
Задачи:
Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа;
Воспитательная: формирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Оборудование: медиапроектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей - К.Федина и В.Гиляровского. Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нельзя. (К. Федин)
Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. (В. Гиляровский)
2. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас жанром – жанром репортажа.Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж.
– Что вы знаете о репортаже? (Репортаж – жанр публицистического стиля)– В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)– Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))– Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)– Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами) – Что такое эффект присутствия. Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское Я)
Вывод: Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.
Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь, настолько они забиты штампами и общими словами. Поэтому репортажи, которые вы будете писать, должны соответствовать определенным принципам.
Запись на доске:
-Простота и выразительность.
-Точность и конкретность.
-Умеренная эмоциональность.
-Грамотность.
3. Работа с картиной.
-Репортаж наш будет о спортивной школе. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада. Итак, прежде, чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художницей.
(Подготовленный ученик рассказывает о художнице).
– Перед вами картина А.С.Сайкиной Детская спортивная школа. Давайте внимательно рассмотрим картину.
Где происходит действие картины?
Кто является участниками события?
Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?
Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?
Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?
Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый цвет у художницы? Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?
– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)– Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость изложения, обращения и риторические вопросы, ярко выраженная авторская позиция)– Какой тип речи уместно использовать? (Повествование, описание, рассуждение).– Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).– Составьте план сочинения-репортажа.
План сочинения:
Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
Выбор объекта для интервью (тренер, одна из девочек, групповое интервью)
Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателю.
Вступление к сочинению дано в упражнении, прочитаем его. (Упр. 307 учебника М.Т.Баранова Русский язык. 7 класс.)
1. Краткое вступление - общая картина ( Я захожу в гимнастический зал и вижу… или: Вы бывали когда-нибудь в гимнастическом зале?)
2.Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
2. Основная часть. Вопросы к классу:
–Как вы считаете, какие цели преследуют девочки, посещающие спортивную школу?
–Запишите слово здоровье. Подберите к нему однокоренные слова.
( Здоровый, здоровяк, здороваться, здравствуйте, здравица, здравомыслие, здороветь, здоровенный, здорово, здравоохранение, здравый).
-Один их учеников работает с толковым словарем и читает классу значение слова здоровье(правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое состояние)
Запишите с ними как можно больше словосочетаний. (Здорово живешь, здоровый румянец, здоровая пища, здраво рассуждать, здоровый дух).
-В какой части вашего сочинения вы сможете использовать подобранные вам устойчивые сочетания? (в основной части)
Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).
Работа в группах.
Составление вопросов к тренеру, одной из девочек, групповое интервью. Прослушивание вопросов.
Словарная работа (записать слова по памяти)
Легкая атлетика- вид спорта: бег, ходьба, прыжки, метание копья, диска, ядра.
Добавим слова: гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренироваться, спортзал, вольные упражнения, брусья, скакалка.
3.Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хотел передать читателям. Работа над заключением.
-Как вы закончите свое сочинение?
Заключение должно выразить чувства автора, которые он хочет передать своим читателям.
-Какое настроение было у вас, когда вы покидали детскую спортивную школу?
- В качестве заключения составьте и запишите предложение, используя начало:
Здоровье для меня-это…
–Какие слова-связки вы будете использовать в своем сочинении-репортаже о посещении детской спортивной школы? Запишите их.
Введение: во-первых, причем, кстати, только.
Заключение: наконец, напоследок, и таким образом, подводя итоги. И.т.д. (на слайде)
4. Итоги урока.
-Как вы считаете, как нужно следить за своим здоровьем?
-Что дают нам занятия спортом, не только в физическом, но и в эмоциональном плане?
-Связано ли физическое здоровье каждого отдельного человека, в том числе и ребенка, с тем, каким будет наше государство в будущем?
Домашнее задание: написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В.Сайкиной Детская спортивная школа, используя таблицу (таблица раздается каждому ученику).
Скачать работу
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Основная общеобразовательная школа №35 г. Калуги
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе
Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.С. Сайкиной
Детская спортивная школа
Цели: продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; обогащать словарный запас учащихся.
Задачи:
Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа;
Воспитательная: формирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Оборудование: медиапроектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей - К.Федина и В.Гиляровского. Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нельзя. (К. Федин)
Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. (В. Гиляровский)
2. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас жанром – жанром репортажа.Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж.
– Что вы знаете о репортаже? (Репортаж – жанр публицистического стиля)– В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)– Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))– Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)– Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами) – Что такое эффект присутствия. Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское Я)
Вывод: Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.
Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь, настолько они забиты штампами и общими словами. Поэтому репортажи, которые вы будете писать, должны соответствовать определенным принципам.
Запись на доске:
-Простота и выразительность.
-Точность и конкретность.
-Умеренная эмоциональность.
-Грамотность.
3. Работа с картиной.
-Репортаж наш будет о спортивной школе. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада. Итак, прежде, чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художницей.
(Подготовленный ученик рассказывает о художнице).
– Перед вами картина А.С.Сайкиной Детская спортивная школа. Давайте внимательно рассмотрим картину.
Где происходит действие картины?
Кто является участниками события?
Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?
Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?
Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?
Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый цвет у художницы? Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?
– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)– Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость изложения, обращения и риторические вопросы, ярко выраженная авторская позиция)– Какой тип речи уместно использовать? (Повествование, описание, рассуждение).– Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).– Составьте план сочинения-репортажа.
План сочинения:
Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
Выбор объекта для интервью (тренер, одна из девочек, групповое интервью)
Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателю.
Вступление к сочинению дано в упражнении, прочитаем его. (Упр. 307 учебника М.Т.Баранова Русский язык. 7 класс.)
1. Краткое вступление - общая картина ( Я захожу в гимнастический зал и вижу… или: Вы бывали когда-нибудь в гимнастическом зале?)
2.Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
2. Основная часть. Вопросы к классу:
–Как вы считаете, какие цели преследуют девочки, посещающие спортивную школу?
–Запишите слово здоровье. Подберите к нему однокоренные слова.
( Здоровый, здоровяк, здороваться, здравствуйте, здравица, здравомыслие, здороветь, здоровенный, здорово, здравоохранение, здравый).
-Один их учеников работает с толковым словарем и читает классу значение слова здоровье(правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое состояние)
Запишите с ними как можно больше словосочетаний. (Здорово живешь, здоровый румянец, здоровая пища, здраво рассуждать, здоровый дух).
-В какой части вашего сочинения вы сможете использовать подобранные вам устойчивые сочетания? (в основной части)
Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).
Работа в группах.
Составление вопросов к тренеру, одной из девочек, групповое интервью. Прослушивание вопросов.
Словарная работа (записать слова по памяти)
Легкая атлетика- вид спорта: бег, ходьба, прыжки, метание копья, диска, ядра.
Добавим слова: гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренироваться, спортзал, вольные упражнения, брусья, скакалка.
3.Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хотел передать читателям. Работа над заключением.
-Как вы закончите свое сочинение?
Заключение должно выразить чувства автора, которые он хочет передать своим читателям.
-Какое настроение было у вас, когда вы покидали детскую спортивную школу?
- В качестве заключения составьте и запишите предложение, используя начало:
Здоровье для меня-это…
–Какие слова-связки вы будете использовать в своем сочинении-репортаже о посещении детской спортивной школы? Запишите их.
Введение: во-первых, причем, кстати, только.
Заключение: наконец, напоследок, и таким образом, подводя итоги. И.т.д. (на слайде)
4. Итоги урока.
-Как вы считаете, как нужно следить за своим здоровьем?
-Что дают нам занятия спортом, не только в физическом, но и в эмоциональном плане?
-Связано ли физическое здоровье каждого отдельного человека, в том числе и ребенка, с тем, каким будет наше государство в будущем?
Домашнее задание: написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В.Сайкиной Детская спортивная школа, используя таблицу (таблица раздается каждому ученику).
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств