Педагогический проект «Делаем книги своими руками»
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ детского сада № 465 г.Новосибирска
Шумакова Анна Николаевна
Постановка проблемы
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? Как и что развивать, чтобы подготовить дошкольника к обучению, предупредить школьные трудности?
Наблюдения за учениками показывают, что способности к математике проявляются не у всех. Предсказать же до школы, как ребенок будет осваивать точные науки, сложно. Другое дело – способности гуманитарные. Достаточно побеседовать с шести-, семилетним ребенком о любимом мультфильме, игрушке, о друзьях – и становится понятно, насколько богат его словарный запас, сформировано умение выражать свои мысли, впечатления.
Большое значение для развития ребенка имеет чтение книг. К сожалению, прошли времена ежедневного семейного чтения. Сидение у телевизора потихоньку вытеснило её. Привычку читать необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому мною выбрано направление, которое повышает интерес к книге, к её чтению. К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Социологические исследования, ежегодно проводимые ВЦИОМ, неизменно демонстрируют пугающую статистику: по данным 2018 года - менее 30% детей младшего школьного возраста читают регулярно вне школьной программы. Причина такого угасания интереса к чтению среди подрастающего поколения - это повальное увлечение компьютерными играми, социальными сетями, увлечение мультфильмами и телевидением, что вместе приводит к формированию клипового мышления и неумению заниматься делами, которые требуют длительной концентрации и работы воображения. А ведь телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Большинство опрошенных мам и пап (30%) сказали, что любимый способ времяпрепровождения их детей – просмотр мультфильмов. 24% высказались за игры, столько же – за прогулки. В том, что другим видам досуга ребенок предпочтет чтение, уверены только 9% родителей.
Более половины родителей (53%) читают детям ежедневно, каждый четвертый участник опроса (24%) – два-три раза в неделю. В 13% семей детям читают несколько раз в месяц, а в 5% – не читают совсем. И это в той ситуации, когда 40% детей никогда не видели классических отечественных фильмов о Буратино, Морозко, Докторе Айболите.
Наблюдая за играми детей в центрах активности, за самостоятельной и совместной их деятельностью были выявлены следующие проблемы:
- низкий уровень развития речи, воображения, восприятия;
- детям сложно придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности
- литературный центр не пользуется популярностью у детей
- дети знают мало литературных произведений, у них неустойчивый интерес к книге.
А ведь книга, дает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить книгу. Наблюдая за детьми, я увидела, все то, что сделано их руками им больше интересно, они этим больше дорожат. И если ребенку предложить создать свою книгу, то он берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника, развивается его речь, ручная умелость. Активное развитие речи детей старшего дошкольного возраста связанно с детским сочинительством, фантазией, воображением. И, на мой взгляд, рассказы, погружение в сказки, изготовление детских книг, чтение художественной литературы позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка. Я долго думала, как поднять интерес к чтению художественной литературы, словотворчеству?
Итогом этих раздумий – стал проект «Делаем книги своими руками».
Данный педагогический проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания. Приведенные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Постановка целей и задач
Цель проекта: развитие интереса к книге через создание собственных книг.
Задачи:
Совместная деятельность детей и педагога:
-воспитание любви и бережного отношения к книге;
-выявить литературные пристрастия детей старшего дошкольного возраста;
-познакомить детей с алгоритмом изготовления книг
-предложить детям пользоваться разной техникой рисования (пальцевая живопись; печатание губкой, пуговицами, восковой живописью); разными видами аппликации (симметричная, мозаичная, обрывная) для оформления книжек самоделок;
-познакомить детей с разными книгами (книжки-малышки, книжки-вырубки, книжки-раскладушки, объемными и другими), рассказать из каких частей состоит книга (обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации);
-развивать коммуникативные навыки, планировать процесс изготовления книги, работать, не мешая друг другу;
-провести экскурсию в библиотеку;
-познакомиться с творчеством художника В.Г. Сутеева
-организовать персональную выставку книг-самоделок нашей группы, выставку иллюстраций по любимой сказке или рассказу;
-подобрать игры на обогащение словарного запаса, сформированность грамматических систем, на эмоциональное развитие детей;
- предложить детям печатать слова по точкам;
расшифровывать слова, используя методику В.В. Квач «Слоговичок» разгадывать слова.
Работа с родителями:
-провести консультацию с родителями по привитию любви к художественной литературе, книге, через создание детских библиотек в семье;
-подготовить и показать родителям три спектакля по сказкам «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Репка»;
-провести семинар-практикум по изготовлению книг-самоделок;
-привлечь родителей к оснащению литературного центра и изготовлению костюмов для показов спектаклей;
Деятельность педагога:
-составить список литературных произведений, согласно интересам и индивидуальным особенностям моих детей;
-подобрать аудио, видео и литературные произведения для работы с детьми с помощью родителей;
-оснастить центры активности с учетом требований основной образовательной программы: «литературный», «театральный», «уголок печатания и книгоиздания», «лечебница книг»;
-составить анкету для выявления интересов к литературе, к чтению дома
Стратегия достижения поставленных целей
Данный проект реализован в детском саду № 465, педагогами, родителями и детьми. Срок реализациипроекта 1 год.
I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- работа по оснащению литературного центра, с помощью родителей приобрести: белую бумагу для принтера, цветную бумагу, клей карандаш, цветные и простые карандаши, фломастеры, альбомы, скотч, степлер, скрепки, сюжетные картинки в шкатулку-мастерилку, книги разных видов, форматов и по содержанию и интересам детей;
- составить опросники совместно с учителем-логопедом и анкеты по развитию речи у детей и выявлению отношения ребенка к книге;
- из наблюдений за детьми и по результатам анкетирования составить список литературных произведений, которые интересны детям;
-выяснить возможности родителей для оказания посильной помощи при реализации данного проекта (сшить костюмы, фото и видео корреспонденты, организация транспорта, помощь при проведении экскурсии);
- выбрать библиотеку для проведения экскурсии;
- найти и подготовить материал по творчеству художника В.Г. Сутеева, привлечь родителей к подбору данного материала;
- познакомиться с различными техниками рисования и аппликации;
- составить и ознакомить детей с алгоритмом изготовления книг;
- подготовка материала для консультации родителей и к семинару-практикуму по изготовлению книг-самоделок;
- подбор текстов и музыкального сопровождения (совместно с музыкальным руководителем) спектаклей «Репка», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке»;
- разработка плана проведения фестиваля «Книга - наш лучший друг!»
Мероприятия
Сроки проведения
II ЭПАП
План реализации проекта
Совместная деятельность детей и педагога:
-по выбору детей чтение художественных произведений и пересказ понравившихся сказок
ежедневно
- рисуем и лепим героев русских народных сказок
еженедельно
- играем в игры на развитие словарного запаса и развитие эмоциональной сферы детей
еженедельно
- организовать выставку творческих работ детей
ежемесячно
- ремонт книг в группе
в течение года
- узнаем как можно больше о книге: как появилась? кто и как делает? кто создает рисунки в книгах?
октябрь
- изготовление страничек к книге «Профессии разные нужны, профессии разные важны»
октябрь.
- творческая деятельность разными техниками рисования (печатание губкой, набрызг, нитью, пальцами, ладошками, кляксовая и восковая живопись и т.д.) детей «Моя страничка к сказке «Репка»»
ноябрь
- деятельность детей по развитию речи:
Пересказ
Составить описательный рассказ о игрушке
Рассказ по серии сюжетных картинок
Рассказ по картине и запись на аудио и видеокассеты
- выставка совместных рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
в течение года
январь
- совместная деятельность воспитателя и детей по изготовлению книги «Энциклопедия любимых сказок детей и родителей»
февраль
- изготовление книжек-малышек и книжек-раскладушек:
сентябрь
1. Книжки-малышки « Загадки-отвечалочки»:
«Заботливая коза», «Огромная репка»
сентябрь
2. Книжки-загадки: «Смекалочки-выбиралочки»,«Удивительные облака»
«Загадки-обманщицы», «Загадки о подсолнухе»
сентябрь .
3. Книги «Читалочки-размышлялочки»: «Лиса и кролик», «Волшебные очки»
«Объясни пословицу»
октябрь
4.Книги со сказками-загадками: «Ворона и кувшин», «Запасливая сойка»
«Раскрась рассказ»
ноябрь
5. Составление рассказов по серии сюжетных картинок
Книжки-раскраски: «Буратино в лесу», «Как колобок лису проучил»
6. Сказка по непредсказуемым картинкам из «чудесного мешочка»
«Колобок путешественник»
7.Книжки-малышки: «Допиши стихи», «Почини слово», «Превращалки»,«Ребусы»
декабрь
январь
апрель
-изготовление книжек-малышек по темам, выбранным детьми (Например: «Морские животные», «Космос», «Транспорт», «Книги»)
в течение года
- посещение библиотеки школы № 129
май
- подготовить с детьми театрализованное представление «Репка»
ноябрь
- подготовить с детьми театрализованное представление «Теремок»
январь
- подготовить с детьми театрализованное представление «Сказку о глупом мышонке»
апрель
- презентация детских книжек-самоделок
апрель
Деятельность родителей:
-помогают в реализации проекта
в течение года
- оказывают практическую помощь в составлении странички к книге «Профессии разные нужны, профессии разные важны»
октябрь
- ремонт книг дома
ноябрь
- презентация домашней библиотеки
- помочь детям нарисовать иллюстрацию по теме «Моя любимая сказка»
-сшить костюмы и подготовить атрибуты к театрализованным представлениям: «Репка»,
ноябрь
январь
ноябрь
«Теремок»,
январь.
«Сказка о глупом мышонке»
апрель
Деятельность педагога:
- организовать и оснастить литературный и театральный центры сказками; серией книг- великанов« Сказки по любимым мультфильмам детей!»; литературными произведениями по темам и интересам детей; шапочками, персонажей разных сказок;
сентябрь-октябрь
-организовать и оснастить уголки книгопечатания и лечебница книг» всем необходимым (белая бумага для принтера, цветная бумага, клей карандаш, цветные и простые карандаши, фломастеры, альбомы, скотч, степлер, скрепки, сюжетные картинки)
сентябрь
- подготовить игры:
1. На обогащение словарного запаса слов:
«Логический поезд», «Детское лото», «Скажи наоборот», «Настроение» «Логические загадки Кощея бессмертного», «Из какой мы сказки?»
2. На сформированность грамматических систем:«Чей,чья, чье?», «Большой-маленький», «Один-много», «Герои русских сказок »
3. На развитие связанной речи:
«Вспомни сказку», «Собери сказку», «Угадай сказку», « Любимые сказки »
4. Игры на умение различать звуки и буквы
«Цепочка слов», «Путешествие по сказкам», «Азбука», «Алфавит осьминога», «Буква за буквой. Игрушки.»
- совместная деятельность по ремонту книг
- провести анкетирование среди родителей по развитию речи у детей и выявлению отношения ребенка к книге
сентябрь-октябрь
в течение года
сентябрь
-на утренних сборах вместе с детьми рассуждаем о книге (Что мы знаем? Что хотим узнать о книге? Как мы можем найти ответы на вопросы?)
октябрь
- составить и познакомить детей с алгоритмом создания книжек
октябрь.
- выработать правила работы с книгой
октябрь
- подготовить заготовки книжек-малышек и книжек-раскладушек
октябрь
-привлечь родителей к подбору -аудио, -видео и литературных произведений
январь
-чтение художественных произведений и их обсуждение
ежедневно
- познакомить с творчеством художника В.Г. Сутеева
апрель
- коллективное оформление книжки-малышки «Репка», где у каждого ребенка есть своя страничка, или совместно с другом, или со взрослым
ноябрь
- подготовка (подбор костюмов, изготовление декораций, создание афиши) и инсценировка сказок: «Репка»
октябрь-ноябрь
«Теремок»
январь
«Сказка о глупом мышонке»
- подведение итогов по развитию речи детей
и выявлению отношения ребенка к книге
- посещение и знакомство с библиотекой школы
апрель
апрель
май
- дать домашнее задание нарисовать мою любимую сказку
январь
- организовать выставку рисунков по теме «Моя любимая сказка»
январь.
- совместная деятельность по изготовлению книги «Энциклопедия любимых сказок детей и родителей»
февраль
- обсуждаем и рассуждаем о характере героев сказок: «Репка»
октябрь
«Теремок»
январь
«Сказка о глупом мышонке»
апрель
- создание рукописных книг по сказке «Теремок»
декабрь
- организовать персональные выставки книжек-малышек по сказке «Теремок»
декабрь
- подготовить и провести консультацию с родителями
октябрь
- создание рукописных книг в совместной деятельности взрослого и ребенка: по показу, схеме, алгоритму
сентябрь– май .
- организовать выставку книг, сделанными своими руками
январь
-составление и пополнение картотеки аудио и видеоматериалов с записями пересказов сказок и рассказов, рассказанными детьми
в течение года
- проведение фестиваля «Книга - наш лучший друг» ко дню общероссийской библиотеки (25 мая):
1. Экскурсия в библиотеку
2. Мега-выставка книг, сделанными своими руками
3. Показ театрализованного представления «Сказка о глупом мышонке»
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентация книг - самоделок
май
апрель
Провести «Круглый стол» среди педагогов детского сада по обобщению опыта «Книги своими руками»
май.
Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта с участием детей, родителей и воспитателей издано 28 книжек-малышек по сказкам и придуманными детьми историями, издано 5 книжек-загадок. Показано три театрализованных представления с участием детей, организованно 3 выставки рисунков по сказкам и авторским книжкам детей, 6 детей научились читать.
Основными результатами реализации проекта, считаю:
- оснащен литературный центр, который привлекает детей (начало года – 10% детей выбирает центр активности, конец года – 75%);
- в группе собрана библиотека любимых книг и авторов детей;
- подобраны аудио и видео - диски русских народных и авторских сказок, составлен каталог;
- дети узнают иллюстрации к сказкам, узнают отрывки из произведений, просят почитать любимые сказки;
- появились любимые детские писатели;
- организованы были выставки детских книг, где дети проводили презентацию собственных книжек;
- значительно повысилась активность родителей, многие стали активными помощниками в организации деятельности детей;
Опыт своей работы обобщила - для педагогов детского сада провела мастер – класс «Организация деятельности детей в литературном центре, изготовление книг».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат