Дата публикации:
12.10.2019
Автор:
Маляр Инна Анатольевна
Название работы:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"
Работа:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Рябинушка
Опыт работы
на тему:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"
Воспитатель: Инна Анатольевна Маляр
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовьи привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Культурародного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Старинная мудрость напоминает нам: Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
С. Михалков утверждал, что только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее, стать подлинным патриотом. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности, - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.
Знакомясь с достопримечательностями своего городского округа города Кулебаки, Нижегородского края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель:формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
- формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
-воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Условия реализации задач.
Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:
Изучение методической литературы по темеНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной
Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий;
Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО), презентации по теме. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;
Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума ( музейных работников, работников библиотеки), взаимодействие с родителями.
Приступая к работе, мы провели диагностику – обследования на выявление следующего:
Исторические памятники
Социально-культурные учреждения
Улицы нашего г.о.
Предприятия г.о.г. Кулебаки
Символы родного города
Анализ результатов диагностики показал, что знания детей о региональной культуре поверхностны – 72%, познавательный интерес к историко-культурному наследию Нижегородской области на низком уровне – 62%, сформированность у детей чувство любви к Родине, уважительное отношение к людям труда на среднем уровне – 54%.
Результаты диагностики позволили мне разработать перспективный план работы с детьми, отобрать активные формы и методы гражданско-патриотического воспитания.
Начиная работу понравствено-патриотическомувоспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной город. Успех работы во многом зависел от ряда условий:
1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество памятников.
2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами города. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки.
Некоторые знания о родном крае детиполучают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время.
Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городомявляется экскурсия.
Работа состоит из3 этапов:
1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.
2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.
3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, которыйдаёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.
На первом этапе.При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности.Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом.
В процессе занятий с детьми учили их:
Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;
Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;
Развивали и формировали в детях:
Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
Формировать положительное отношение к искусству;
Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;
Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили Краеведческий музей нашего города Теремок, где посетили выставку Русская гармонь, в городской библиотеке № 2 нам показали и рассказали о старых улочках нашего города, о людях прославивших наш маленький город.
Наиболее эффективных результатов по формированию патриотических чувств у дошкольников можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагога. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Цель моего взаимодействия с семьей - сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
Старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриоты отец и мать - оправдывает себя и в настоящее время.
Содержание работы с родителями включает:
- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств;
- определение форм и средств воспитания детей в семье;
- повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.
Для этого использую разнообразные формы работы взаимодействия с семьями:
- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала;
- организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:
Создание эмоционально-положительного климата в семье;
- Мастер- класс Когда оживает глина, с известным мастером нашего г.о.г. Кулебаки В.П. Безумновым и его семьей.
- открытое мероприятие Древо моей семьи;
- оформление книги памяти Мы гордимся вами;
- проведение родительского собрания в форме КВНа Нравственное воспитание детей.
- привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений;
Анализ результатов диагностики свидетельствует об изменениях уровня знания моих воспитанников о региональной культуре:
сформированность знаний детей об историческом, культурном, национальном, географическом, природно-экологическом своеобразии Ставропольского края – 87%;
сформированность у детей чувство любви к Родине, бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении – 93%;
сформированность у детей толерантность, гуманные отношения к людям разных национальностей – 100%
В заключении, хочется подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина России.
Литература
1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.
2. Баранникова О.Н. Какого цвета Родина? – Рязань: РОИРО, 2005.
3. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. – М.: Росвоенцентр, 2005.
4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: РИЦ Альфа МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. МаханеваМ.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы. М., 2004.
8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.10. Соболева Н.А. Российская Государственная символика: История и современность. – М., 2003.
Скачать работу
Опыт работы
на тему:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"
Воспитатель: Инна Анатольевна Маляр
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовьи привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Культурародного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Старинная мудрость напоминает нам: Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
С. Михалков утверждал, что только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее, стать подлинным патриотом. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности, - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.
Знакомясь с достопримечательностями своего городского округа города Кулебаки, Нижегородского края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель:формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
- формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
-воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Условия реализации задач.
Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:
Изучение методической литературы по темеНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной
Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий;
Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО), презентации по теме. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;
Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума ( музейных работников, работников библиотеки), взаимодействие с родителями.
Приступая к работе, мы провели диагностику – обследования на выявление следующего:
Исторические памятники
Социально-культурные учреждения
Улицы нашего г.о.
Предприятия г.о.г. Кулебаки
Символы родного города
Анализ результатов диагностики показал, что знания детей о региональной культуре поверхностны – 72%, познавательный интерес к историко-культурному наследию Нижегородской области на низком уровне – 62%, сформированность у детей чувство любви к Родине, уважительное отношение к людям труда на среднем уровне – 54%.
Результаты диагностики позволили мне разработать перспективный план работы с детьми, отобрать активные формы и методы гражданско-патриотического воспитания.
Начиная работу понравствено-патриотическомувоспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной город. Успех работы во многом зависел от ряда условий:
1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество памятников.
2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами города. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки.
Некоторые знания о родном крае детиполучают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время.
Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городомявляется экскурсия.
Работа состоит из3 этапов:
1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.
2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.
3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, которыйдаёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.
На первом этапе.При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности.Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом.
В процессе занятий с детьми учили их:
Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;
Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;
Развивали и формировали в детях:
Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
Формировать положительное отношение к искусству;
Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;
Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили Краеведческий музей нашего города Теремок, где посетили выставку Русская гармонь, в городской библиотеке № 2 нам показали и рассказали о старых улочках нашего города, о людях прославивших наш маленький город.
Наиболее эффективных результатов по формированию патриотических чувств у дошкольников можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагога. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Цель моего взаимодействия с семьей - сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
Старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриоты отец и мать - оправдывает себя и в настоящее время.
Содержание работы с родителями включает:
- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств;
- определение форм и средств воспитания детей в семье;
- повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.
Для этого использую разнообразные формы работы взаимодействия с семьями:
- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала;
- организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:
Создание эмоционально-положительного климата в семье;
- Мастер- класс Когда оживает глина, с известным мастером нашего г.о.г. Кулебаки В.П. Безумновым и его семьей.
- открытое мероприятие Древо моей семьи;
- оформление книги памяти Мы гордимся вами;
- проведение родительского собрания в форме КВНа Нравственное воспитание детей.
- привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений;
Анализ результатов диагностики свидетельствует об изменениях уровня знания моих воспитанников о региональной культуре:
сформированность знаний детей об историческом, культурном, национальном, географическом, природно-экологическом своеобразии Ставропольского края – 87%;
сформированность у детей чувство любви к Родине, бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении – 93%;
сформированность у детей толерантность, гуманные отношения к людям разных национальностей – 100%
В заключении, хочется подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина России.
Литература
1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.
2. Баранникова О.Н. Какого цвета Родина? – Рязань: РОИРО, 2005.
3. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. – М.: Росвоенцентр, 2005.
4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: РИЦ Альфа МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. МаханеваМ.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы. М., 2004.
8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.10. Соболева Н.А. Российская Государственная символика: История и современность. – М., 2003.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств