Формирование навыков социализации у обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью), необходимой для эффективной адаптации в обществе.
Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, об обществе, о его ценностях и нормах.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, сестер и братьев и т.д. Такие представления у детей с умственной отсталостью, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.
Вашему вниманию, я хотела бы представить программу дополнительного образования «Мой дом», составленную для работы с обучающимися начальных классов, и направленную на овладение ими личностных результатов. Программа относится к социальному направлению, реализуется во внеурочное время, и охватывает 100% обучающихся 1 класса.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Одна из основных целей коррекционной школы – подготовка обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни через формирование социализации.
В результате освоения программы у обучающихся сформируются:
- знания о «семье», «семейных ценностях», «семейных праздниках и традициях»
- навыки ответственного поведения в семье;
- уважительного отношения к родным и близким;
- чувство ответственности за свой дом, за порядок в нём, чувство маленького хозяина, отвечающего вместе с другими за уют и комфорт;
- умения применять приобретенные знания и умения на практике.
Курс программы состоит из 3 разделов. В основу содержания программы заложен принцип преемственности содержания и результативности. На первом году - материал предлагается в простой, доступной форме и с каждым годом изучается более глубоко и основательно.
Первый раздел программы
1 год «Я и моя семья»
Учащиеся занимаются изучением сведений об именах, отчествах, фамилиях всех членов семьи, родственных связях.
2 год «Моя семья»
Дети собирают материал о близких родственниках, об их профессиях, занятиях, интересах.
Красочно оформляют альбомы с семейными фотографиями.
3 год «Семья моя гордость»
У детей формируется понятие значимости семьи для человека. В процессе доверительных бесед с родственниками, дети знакомятся с историей создания и родословной своей семьи. Затем на занятии, в форме проведения «Семейного круглого стола», учащиеся рассказывают о семейных традициях, увлечениях детей и взрослых.
В итоге приобретая знания предусмотренные программой, у учащихся формируется коммуникативный навык-дети учатся общаться, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них. При оформлении семейного альбома формируется эстетический вкус.
Второй раздел программы
1 год «Мой дом»
На первом году дети знакомятся видами домов (дом, квартира, многоквартирный дом и т.д.), с назначением каждой комнаты, с обстановкой, с видами мебели и правилами ухода за ней.
2 год «Семья дружбой крепка»
В процессе работы у детей формируются понятия взаимопомощи при выполнении домашней работы. По окончании изученной темы объявляется акция «Забота». Дети получают домашнее задание в виде практической работы. Находясь дома в выходные дни, они выполняют домашнюю работу, помогают близким. Готовят дома отчет о проделанной работе в форме рисунков, фотографий, устного сообщения. Затем представляют свою работу на занятии. При выполнении данной работы у учащихся формируются первоначальные навыки проектной деятельности и поисковой работы.
3 год «Семья и школа».
Те знания, которые дети получают и применяют в школе, учатся использовать в семье. На занятиях в форме сюжетно-ролевой игры, при разборе ситуаций на определенную тему, при выполнении поручений, коллективных классных дел, общешкольных мероприятий у детей формируются понятия взаимовыручки, умения работать сообща.
Третий раздел программы
1 год «Семейные обязанности»
Если мы на 1 году в блоке «Семейные обязанности» говорим и учимся содержать свой дом, двор в чистоте. Учимся распределять обязанности в семье, то на втором году, в разделе «Родной край», говорим о профессиях своих родителей, их занятости и значимости их деятельности для семьи, села. А на третьем году, в рамках раздела «Моя Родина», дети получают знания о сельском труде, о сельскохозяйственных профессиях их местности и о важности результатов этого труда для Хакасии (развитие овцеводства, частные фермерские хозяйства и др.)
В результате у детей сформируются первоначальные знания по профориентации.
ВЫВОД. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность в виде дополнительного образования социального направления «Мой дом», формирует необходимые знания, умения, навыки, способствующие адаптации детей с умственной отсталостью в обществе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат