Тема классного часа : « Путь к доброте»
Класс: 8А, 8Б
Форма проведения: классный час –размышление
Формы деятельности: групповые, фронтальные
Виды деятельности: творческая, исследовательская, рефлексивная
Цель: формирование этических и культурных ценностей у учащихся.
Задачи:
Предметные:
Формировать знания о понятиях добро и доброта как
об
основополагающих в этикете;
Формировать умение рассуждать на тему морали, этики, нравственности с привлечением личного опыта;
Формировать знания о понятии «особый ребёнок», «люди с ограниченными возможностями»
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
Развивать логическое мышление, воображение;
Развитие творческих способностей
Воспитательные:
Формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
Формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
способствовать сплочению детского коллектива;
дать понятие слов «добро» и
«доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Ход классного часа
Организация и начало классного часа.
Учитель1: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Подготовка к основному этапу.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А чем он необычен? Мы собрались сегодня в нашем уютном зале. А какова тема нашего классного часа, вам подскажет отрывок из мультфильма (просмотр видеоролика « Про Фунтика», где звучит песня о доброте). Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?( ответы детей)
Основной этап
Учитель 2: Ребята, вы правы. Действительно, речь пойдет о доброте. А тема нашего классного часа называется « Поделись своей добротой».(слайд 2)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Учитель 1:.
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделатьсчастливым других”. (слад3) Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе воспитывать люди, чтобы стать счастливыми и изменить мир в лучшую сторону. Как по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитывать?
Ожидаемые ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)
- Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли сказать, что понятие «доброта» и «добро» одно и тоже? (ответы детей)
Добро- Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
Доброта – это нравственные поступки
Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта.В чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям?
Давайте посмотрим , как эти понятия раскрываются в толковом словаре С. Ожегова.(слайд 3)
Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?
(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, …)
Учитель2:
- А что есть зло?(ответы детей). Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война, …..
Притча « О добре и зле».(сценка)
Притча.
Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:
« Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Учитель 1:Ребята, чему учит эта притча?
Вывод: Каждый из нас способен сделать мир добрее, если все мы будем совершать добрые поступки и не допускать даже мысли о злых.
Учитель1: - Мы выяснили, что означает слово добро. А какого человека можно назвать добрым?
- Добрый человек – это тот, кто(ответы ребят)
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив
в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Учитель1:
- Доброта человека проявляется в его поступках, в его отношении к другим людям. Примером этого может послужить отношение младшего поколения к старшему.
- Я хочу прочитать вам строки стихотворения известного татарского поэтаФанисаЯруллина (слайд 5 ), вслушайтесь пожалуйста к каждому слову и ответьте на вопрос: Каков смысл этого произведения? Что до нас хочет донести поэт?
«Гайни»
Всё переменилось,
Что-то случилось:
Улицы как в масле,
Скользкие и вязкие.
Ни на что не похоже,
Падает каждый прохожий.
Из школы шёл домой Гайни,
Уверенно шагая.
Подкованные сапоги
На льду его держали.
На перекрестке вдруг
Упал старик.
Упал, а встать не может.
К нему Гайни уже спешит,
Испуган и встревожен.
Шагает дальше наш Гайни-
Подбиты сапоги.
По скользкой улице идти
Не могут старики.
Гайни кричит им:
-За меня хватайтесь поскорей!
Я вас устойчивей держусь,
И вместе мы сильней!
Измученные старики,
Избавившисьт от бед,
Взялись за руку паренька,
Другой опоры нет.
Так командуя Гайни
Многим им помог.
И радовались старики,
Не падая на лед.
- Каков смысл этого произведения?
(Ожидаемые ответы учащихся: стихотворение призывает совершать добрые поступки, помогать делать доброе…)
(слайд5, портрет поэта)
- Это стихотворение написал человек долгое время прикованный к постели, который нашел в себе силы творить, жить и помогать своим творчеством людям, дарить тепло, добро и уметь радоваться каждому дню прожитому с благими намерениями. Его стихи пронизаны огромной любовью к жизни, к людям. А читатели это чувствуют и черпают в трудный момент в них силы для дальнейшей жизни. Эти искорки любви к людям из поэтических строк ФанисаЯруллина зажигают в наших душах желание помочь другим
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
Учитель2:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
- Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей непростой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах вдали от близких, без самых дорогих им людей. Судьба им часто преподносит все новые испытания. Давайте мы для них построим новый дом.
Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя. (Слайд 6)
- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом.. Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу.: (практическая работа) 2 минуты
Учитель 1: (учитель подходит к каждой группе)
- У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. А теперь один представитель из каждой команды объяснит ,по какому принципу вы его построили . (защита работы 1 минута).Ребята вывешивают свои работы на доску.
(После ответов учащихся)
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Таких людей много. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондеркинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Особые дети - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.) (ответы детей)
Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской. Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других. В нашей школе тоже есть такие ученики, и мы должны к ним относиться подобающим образом.
Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Учитель 2:
- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным- давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”(Слайд 7)
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
Учитель1:
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Об этом говорится в строках стихотворения, которое нам прочтет Соцков Никита.
Ученик:(читает Соцков Н)
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Слово учителя:
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.(обратите внимание на оформление нашего зала. Даже здесь нас окружают пословицы, пришедшие к нам из старины, а также высказывания знаменитых людей)
А сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача вспомнить пословицы о добре и зле и выполнить следующее задание.
Попробуйте к началу каждой пословицы подобрать ее концовку.
Добро помни, а
Пожнёшь
Что посеешь, то и
Зло забывай
За добро
Добра не делает никому
Худо тому, кто
Добром плати
Доброе слово лечит
А злого не жалуют
Доброе слово
А злое калечит
Доброго чтут
Половина счастье
развернуть таблицу
(Слайд 8)
Учитель2: Легко или трудно быть добрым? На этот вопрос ответят Надя и Алина . Прослушайте, пожалуйста, стихотворения.
Ученица: (читает Надя Хмелева)
Добрым быть совсем - совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Ученик: (Зенина Алина)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель1: Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". (слайд 9) Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! (Слайд 10)
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему..
Учитель (звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»): видеофрагмент
Подведение итогов. Рефлексия
.
« Круг доброты»
Учитель 1:А сейчас мы вас попросим встать и образовать круг, один общий круг. Положите правую руку на плечо человека справа. Это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться.
Учитель 2:Левой рукой обнимите человека слева. Это значит, что вы готовы поддержать друга.
Звучит песня о добре.
Учитель1: В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. На этом наш классный час окончен. До свидания!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат