ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: АНАЛИЗ ОПЫТА
Проблема развития личности одаренного ребенка – одна из актуальных на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. Наиболее остро она проявляется в школе по отношению к детям с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.
В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «одаренность». Она рассматривается как многогранное многофакторное явление. В определении одаренности мы опираемся на формулировку, данную в «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова), в которой данное понятие трактуется как системное развивающееся в течение всей жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие:
одаренные дети отличаются широтой восприятия, остро чувствуют все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
для них характерна способность воспринимать связь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы;
у одаренных детей отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризации, что помогает им накапливать большой объем информации;
одаренные дети обладают большим словарным запасом;
у них продолжительная концентрация внимания.
Креативно одаренные дети обладают:
широким кругозором;
дифференцированными специальными знаниями;
развитыми умственными способностями и гибкостью мышления;
высоким уровнем понимания проблем и удовлетворения от их решения.
В психосоциальной сфере одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, они предъявляют высокие требования к себе и окружающим, для одаренных характерны живое воображение, богатая фантазия, изобретательность, обладание чувством юмора и эгоцентризма, наряду с этими качествами возникают трудности в общении со сверстниками.
Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предметам, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться. Чтобы не потерять и без того малочисленное количество одаренных детей, необходимо представлять возможность таким детям проявлять свои способности. Для этого надо включить ребенка в исследовательскую деятельность, использовать индивидуальные задания для его развития.
Для обучения одаренных детей используются ускорение обучения и обогащение его содержания.
Наиболее эффективно обучение, при котором проявляется творчество учащегося.
В общеобразовательной школе основной формой обучения является классно-урочная, которая не в полной мере соответствует индивидуализации обучения.
Организация исследовательской и творческой деятельности – это структура, в которую входит индивидуальная работа. Такая форма полностью соответствует единству личностных и индивидуальных интересов:
во-первых, творческое обучение создает наиболее естественную форму для детей, которые отличаются высокой продуктивностью, самостоятельностью мышления, настойчивостью в достижении цели;
во-вторых, развивает креативность;
в-третьих, творческое обучение – хороший путь обогащения программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.
Есть категория одаренных детей, которых интересуют точные науки. Они с интересом их изучают и делают большие успехи, а естественные науки оставляют без внимания, они просто не вызывают у этих детей живого интереса. Таких учащихся можно заинтересовать заданиями, выполняя которые они могут проявить свое творчество. Это могут быть подготовка докладов, сообщений, проектов, проведение опытов и исследований.
При воспитании одаренного ребенка важно, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
Одаренным детям свойственно стремление к познанию, они не терпят ограничений, и это свойство является их отличительной чертой.
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих своими замечаниями.
У ребенка с ранним умственным расцветом возникают специфические трудности во взаимоотношениях с соучениками. Нередко одноклассники отторгают от себя такого ученика, дают ему неприятные прозвища. Это приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все» – избегает обнаруживать себя самым знающим, не только потому, что некоторые одноклассники агрессивны, но потому, что ему самому хочется быть вместе с другими. Дополнительные переживания для такого ребенка выпадают, если ему не дается физкультура, занятия по труду.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Взрослые, обращая повышенное внимание на развитие способностей ребенка, часто не замечают его личных трудностей, характер которых определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности осложняются в случаях формирования у одаренного ребенка заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности. Оказание помощи детям, имеющих высокий интеллект, часто требует работы с родителями и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат