Повышения квалификации педагога через участие в стажировочных площадках.
Белых Яна Александровна
г. Сыктывкар, ФГБОУ ВО
«СГУ имени Питирима Сорокина»
Научный руководитель:
Сажина Светлана Дмитриевна
к.п.н./доцент, зав. кафедры
общей и специальной педагогики
Ключевые слова: педагогический опыт, стажировочная площадка, повышения квалификации педагогов, инновационная деятельность.
Происходящие в современной системе дошкольного образования изменения обусловлены объективной потребностью в развитии образовательных систем, в обновлении содержания и повышении эффективности и качества образования, в поиске новых форм обучения и повышения квалификации кадров, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. [2]
Педагогам дошкольных образовательных организаций все еще сложно перестраиваться в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности, т. к. в методических пособиях пока еще сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, осуществить их отбор.
Поиск новых форм обучения и повышения квалификации педагогов отличающихся большей субъектностью, мобильностью, практической направленностью позволил обратиться к такой форме профессионального развития специалистов системы образования как стажировочная площадка. [4]
В последнее десятилетие наиболее полно идея стажировочной площадки разработана в контексте повышения квалификации различных категорий специалистов системы дошкольного образования. В этом контексте под стажировочной площадкой понимают площадку, имеющую обобщенный инновационный опыт, распространяющую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности. Это еще один путь поиска методической поддержки педагогов, позволяющий сделать эту поддержку более эффективной и адресной.
Стажировочная площадка – это инновационная форма трансляции педагогического опыта, имеющая положительный результат в решении административных, хозяйственных, образовательных проблем в условиях введения и реализации ФГОС ДО, располагающая профессиональными кадрами и современной методической базой, что создает оптимальные условия для обмена опытом. [3]
Стажировочная площадка предполагает обучение педагогов в процессе собственной деятельности. Программы повышения квалификации на стажировочных площадках не столько дают «знания» в информирующем ключе, сколько создают условия для формирования профессиональных компетентностей педагога - повышение квалификации проходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги, с одной стороны, наблюдают, как коллеги решают педагогические задачи (а не только рассказывают об этом), а во-вторых, самостоятельно проектируют образовательные ходы (формирующие ключевые компетенции у ребенка).
Основные задачи стажировочной площадки: обучение педагогов (в форме стажировки) по направлениям инновационной деятельности стажировочной площадки; повышение квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам введения ФГОС; подготовка тьюторов по вопросам введения ФГОС в систему дошкольного образования; обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников дошкольного образования по вопросам государственно-общественного управления образованием; создание системы управления качеством дошкольного образования, основанной на проектно – исследовательских технологиях.
Таким образом, повышение профессионального мастерства воспитателей, педагогов и управленцев в рамках стажировочной площадки направлено на взаимное обогащение, представление своего педагогического опыта, демонстрацию собственной социальной позиции по совершенствованию качества дошкольного образования.
Источники и литература:
Основные направления развития. Федеральная стажировочная площадка. ФЦПРО 2011-2015 (ДОУ). Материалы, связанные с реализацией проекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivipk.ru/direction_item.aspx?id=56 (дата обращения: 20.07.2013)
Рыжова И.В. Детский сад как практическая база стажировочной площадки по модернизации муниципальных систем дошкольного образования в Ивановской области [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №4.
Белая К. Ю. Стажировочные площадки - надежный проводник передовых идей и технологий в практику
образования :
[Электронный ресурс]. - URL:
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-143703.html
)
Зоткин
А.О. Повышение квалификации педагогических кадров: вызовы современности / Народное образование. – 2009. - № 4. – С. 59-64.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат