Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л.Н.Толстой.
Учить детей языку - это значит учить их жизни. Но в качестве учителя жизни русский язык совсем не так прост, как это кажется на первый взгляд. А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб, мой царь, родной язык», то станет понятно, как нелегко раскрыть перед учениками его чудные и, скажем прямо, трудные законы.
Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может быть сами что-то потеряли? Просто ушла радость, и началась «принудиловка».
Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8 классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер.
Основными принципами таких уроков можно считать:
1) Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.
2) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
3) Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
4) Педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам.
5) Развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Использование оценки не для подведения результата работы на уроке, а как стимулирующего средства
Требований к уроку с использованием игровых технологий всего три:
1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;
2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;
3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе
Существует несколько классификаций игровых технологий:
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.
На уроках русского языка и литературы игры бывают учебные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие.
Следует также оценивать наряду с итогами обучения, развития, воспитания и общение учащихся не только с учителем, но и с товарищами по команде, группе.
-Анализ урока. Обсуждение игры. Даётся характеристика этапов игры, отношение к ней учащихся, подводится результат работы групп и отдельных детей.
Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации
Элементы игровой деятельности на каждом уроке.
Проверка домашнего задания.
Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.
Объяснение нового материала.
На этом этапе проводятся обучающие игры.
Закрепление, повторение, обобщение.
Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно.
Основные цели игровых уроков:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения.
В возрастной периодизации детей (по Д.Б.Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание в работе уделено особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Это может быть и:
1.Урок-кроссворд.
2. Урок ошибок.
3. Задания на « засыпку».
4. Лингвистический диктант.
5. Урок-путешествие.
6. Урок-сказка.
7. Урок-эстафета.
8. Урок-экскурсия.
Таким образом, игру на уроке можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, как одно из серьезных средств педагогического воздействия на школьников, а главное, как средство увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся. Но необходимо помнить, что игра - не самоцель, она не должна быть единственным средством обучения и воспитания; ведь, как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат