Сафарянова Алия Рауфовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия 39», г.Уфа, РБ
Использование мнемоколлажа как инструмент для адаптации школьников в начальной школе.
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. [1] Что такое адаптация?
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей.[1]
Когда первоклассник поступает в школу, он попадает в совершенно другие условия существования и новый круг общения. Какие же изменения происходят:
В детском садике
дошкольники считались самыми старшими
детьми
в коллективе,
а
первоклассники
в школе
- самые младшие ученики
.
В детском саду у ребенка был
более мягкий
режим дня,
а
в школе
очень
четкий распорядок и строгая дисциплина.
У дошкольника ведущей была игровая деятельность, а у школьника – учебно-познавательная.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода, а в некоторых случаях – до года. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
индивидуальных особенностей ребенка;
уровня готовности к школе
;
степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Я, как начинающий учитель, очень обеспокоилась данной проблемой. Мне впервые предстояло стать классным руководителем первого класса, где будут обучаться 38 учеников. И передо мной встала трудная задача: как же сделать так, чтобы адаптация у моих первоклассников прошла максимально безболезненно? Тем более, что класс был сборный, из разных дошкольных учреждений, то есть дети друг для друга были совершенно чужие. Решение данной проблемы я нашла в использовании техники мнемоколлажа.
Что такое мнемоколлаж?
Мнемоколлаж – это один из видов мнемотехники. «Мнемотехника», или
«мнемоника», в переводе с греческого – «искусство запоминания». Они происходят от греческого «mnemonikon». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 - 82 гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. [3]
Мнемоколлажи
– это учебное пособие, которое состоит из картинок, букв, геометрических фигур, цифр, кодирующих определенную информацию. Коллажи помогают закрепить различные методы запоминания, развивают фотографическую память, расширяют словарный запас, тренируют воображение и ассоциативную память. Коллаж соединяет между собой, беспорядочно наложенные, картинки, т.е. идет отработка сюжетного метода запоминания.
[2]
Этапы работы с
мнемоколлажом
:
1. Просмотр коллажа и разбор картинок.
2. Составление сюжета.
3. Установление логических связей.
4. Отработка приемов запоминания.
[2]
Вот пример использования коллажа для запоминания правила «ЖИ-ШИ
».
[
3]
Как выглядела практическая часть моей работы?
Я назначила время индивидуальной встречи с каждым моим будущим учеником. При встрече объяснила каждому ученику что такое мнемоколлаж и предложила составить свой мнемоколлаж на тему: «Знакомьтесь, это я!» Для удобства работы, я выдала каждому ученику пустой шаблон в виде очертания герба.
Несколько примеров мнемоколлажей, которые нарисовали дети:
Таким образом, в первый день учебы все мои первоклашки пришли со своими мнемоколлажами. Традиционно, первый урок был посвящен знакомству. Все 38 учеников выходили по очереди к доске со своим мнемоколлажем и рассказывали о себе.
В процессе знакомства, сразу же выяснилось, что несколько учеников занимаются плаванием, а другие – танцами или вокалом. Иными словами, дети сразу же увидели, что в классе есть единомышленники. Что важно, ни один ученик не отказался от публичного выступления. Эффективность данной техники была стопроцентной. В первый же день дети нашли общие интересы и общие темы для разговоров. Ни о какой полугодовой адаптации к социальной ситуации речи не было.
Хочу сказать, что этот метод можно использовать не только в 1 классе. Например, во 2 классе в мой класс пришел новый ученик. Он очень переживал по поводу того, как он подружится с новыми учениками. Я предложила ему такую же технику мнемоколлжа. И в первый же день учебы новый ученик совершенно безболезненно влился в коллектив.
Это моя авторская разработка, которая успешно прошла проверку на практике. И теперь я могу рекомендовать метод использования мнемоколлажа для адаптации учеников в начальной школе всем своим коллегам.
Список литературы и интернет-ресурса:
http://pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. –М. ,2014
Розова Ю. Е., Коробченко, Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической
работе.-
М. Инфра-М,2016
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат