Малышева Елена Александровна
воспитатель
Рудьева Ирина Николаевна
воспитатель
МАОУ «Школа-комплекс №33» им. Генерал-полковника Коровникова И. Т. детский сад «Ромашка»
г. Великий Новгород
"Воздействие гаджетов на развитие современных детей "
Аннотация: Работая в детском саду, мы часто наблюдаем следующую картину: ребенок целый день ждет маму, смотрит в окно, а когда она приходит, то бросается к ней... чтобы достать телефон из ее сумки.
Некоторые современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но и препятствуют ее развитию. Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать разрушают у детей само умение играть. Они блокируют активность ребенка, навязывают ему свою волю. Ведь с ними не нужно заниматься и проводить какие-либо движения - ребенку достаточно наблюдать, что они делают. В результате детская игра превращается в простое манипулирование. А главные способности, которые формирует игра - воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность - совершенно не развиваются.
Ключевые слова: дети, родители, педагоги, игра, гаджеты, говорящие игрушки, деятельность, творческая активность, внимание, фантазия, манипулирование, изобретательность, общение, самоутверждение, эмоции, результат.
В ходе длительного наблюдения за детьми мы заметили, что они с каждым годом поступления все более утрачивают навык общения, взаимодействия между собой, не умеют и не хотят играть в обычные игрушки, а предпочитают различные гаджеты - небольшие устройства, предназначенные для облегчения и усовершенствования жизни человека. Это и различные роботизированные новинки в виде говорящих собак и озвученных кукол, напрямую влияющие на развитие ребенка.
Вообще игра для детей - источник положительных эмоций. В игре у дошкольников формируется внутренний мир, без которого не состоится развитие полноценной личности. В сензитивный период развития социальных навыков с раннего возраста принципиальное значение имеет физический контакт с миром. Чтобы самоутвердиться в сложном современном социуме надо учиться, заниматься спортом быть интересным собеседником, необходимо прогнозировать результат своих действий, учиться как выигрывать, так и проигрывать, договариваться, любить. Но это затратно и родители идут путем наименьшего сопротивления. Так зачем же родители покупают неправильные игрушки?
Технологические игрушки и гаджеты очень удобны самим родителям: занимаясь с ними ребенок молчит: возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так - у многих современных детей возникают серьезные нарушения коммуникации: человек перестает быть главным партнером по общению. Этим партнером становится гаджеты.
На самом деле детям нужно мало игрушек, но они должны быть хорошими. Ребенку для развития необходимо иметь 5-7 игрушек, ребенок должен знать их, связывать с каждой из них какую-то историю и понимать, что с ними можно делать.
А когда игрушек много - они обесцениваются, теряют свою индивидуальность и становятся не предметом игры, а имуществом ребенка. Из средства развития они превращаются в предмет потребления. В итоге мы растим идеального потребителя, которому постоянно требуются новые и новые вещи.
Немудрено, что посреди всего этого изобилия дети разучились играть. Их игра становится все более примитивной. Так, старшие дошкольники сегодня играют на уровне трехлеток: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их.
Между тем в этом возрасте в соответствии с нормой дети должны придумывать развернутый сюжет: скажем, понимать, куда и зачем едет машина, что она везет, кто шофер и так далее. Дело в том, что именно во время сюжетной игры, когда дети сами создают воображаемую ситуацию, действуют по ролям, у них формируются главные фундаментальные человеческие способности. Прежде всего это интеллект, воображение, способность создавать свои образы и взаимодействовать с ними, развивается произвольность, планирование, способность к общению. То есть на самом деле мы говорим о том, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не состоится полноценная личность.
Чтобы у детей сложилась настоящая сюжетно ролевая игра нужно время, партнеры и нужны сюжеты, которые дети будут воспроизводить. Но жизнь сегодня устроена так, что этого практически нет. Сегодня игрой нужно специально заниматься, ее нужно выращивать. Проблема в том, что традиционно умение играть передавалось из поколения в поколение. Но сегодня из повседневной жизни практически ушли разновозрастные компании: многодетных детей мало, во дворы детей гулять не пускают, а в детском саду они общаются с ровесниками. Детям просто негде научится играть! Родителям же проще сунуть ребенку гаджет, чем поиграть с ним.
В сознании родителей есть несколько весьма спорных представлений о развивающих игрушках. Наиболее распространенное в том, что развивающие игрушки призваны обучать чтению, счету, сообщать полезные знания и так далее.
То есть развитие ребенка понимается исключительно как обучение знаниям и умениям. На самом деле развитие - это не усвоение готовых знаний, а появление чего-то качественно нового - отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Когда ребенок играет во врача или полицейского, он вовсе не осваивает будущую профессию, он развивает более глубокие качества - умение создавать правила и действовать по ним, умение создавать правила и действовать по ним, умение общаться. Именно сюжетно-ролевые игры в которых ребенок перевоплощается в другого персонажа, имеют самый мощный эффект для психического развития.
Детство сегодня очень разное. В маленьком городке и в мегаполисе дети живут совсем не похожей жизнью, но степень вовлеченности ребенка в культурное пространство, развитие его личности зависят от того, прикладывает ли семья к этому усилия или нет. Именно она, а не детский сад и школа сегодня стала главным институтом формирования ребенка.
Поэтому педагогам рекомендуем проводить родительские собрания, консультации, мастер классы, собеседования о том, как игра и правильные игрушки влияют на полноценную жизнь ребенка.
Список использованной литературы:
Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии
/ П
од ред. Е.О. Смирновой. - Москва:
Ломоносовъ
, 2009. - 224
Поливанова К.Н.,
Вопилова
И.Е.,
Нисская
А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. - 2015. - №7. - С. 95-101.
Смирнова Е.О.,
Галигузова
Л.Н. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2005.- № 2. - С. 76-86.
Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 272
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат