ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ: СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рыбакова Т.Б.
МБДОУ детский сад № 25 «Зайчик»
Работаю по образовательной программе МБДОУ детского сада № 25 "Зайчик". Основная образовательная программа (спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников (законных представителей). Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в дошкольном образовательном учреждении программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, под редакцией доктора педагогических наук Л.Б. Баряевой, кандидата педагогических наук Е.А. Логиновой. Программа является адаптированной и разработана для детей с задержкой психического развития. Целью нашей педагогической деятельности является реализация основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: - развитие личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Игровые занятия и образовательные ситуации с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с задержкой психического развития. Игра детей, поступающих в группы компенсирующего вида имеет ряд особенностей: дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам), замкнутость, подчиняемость.
Таким образом, перед нами встала цель повысить уровень развития коммуникативных способностей у старших дошкольников с помощью сюжетно – ролевой игры.
Для реализации данной темы, соблюдали следующие условия:
- создание развивающей предметно-игровой среды;
- привлечения внимания взрослых к игровой деятельности детей;
- развитие игры как деятельности.
Для того чтобы сюжетно - ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью использовали дидактические игры (Приложение). В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы…
Дидактические игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Особенно велика роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важнейших средств работы над речью. Поэтому перед нами, стояла задача не только знакомить детей с новыми словами, но и добиваться употребления их в связной речи. Дидактическая игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям.
Проводили с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и другие.
Особенно интересно наблюдать за играми детей старшего дошкольного возраста. Радует то, что дети могут предварительно обозначить тему игры и создать игровую обстановку. Дети нашей группы умеют играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей. Эмоциональный фон общения - положительный.
Характерно использование просьб, предложений в общении с партнёрами.
У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги.
Ребята используют разнообразные средства - мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь.
Нам важно было знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей стала организуемая нами длительная коллективная сюжетно - ролевая игра, где такому ребенку поручалась роль ведущего. Например: игра «Больница» - роль врача, «Инспектор ГИБДД» - инспектор, «Супермаркет» - кассир. Для того, чтобы роль ведущего выступала в качестве силы организующей и сдерживающей поведение ребёнка, нужно было подробно объяснять ему содержание игры, познакомить его с главной ролью и её промежуточными целями. Знание их ограничивало излишнюю активность ребенка, помогало понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров - значит помешать всем детям группы.
В тех случаях, когда ребенок играл в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), то мы не стремились к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляли таких детей. Вначале подбирали для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширяли круг его общения.
В нашей группе есть дети, у которых преобладает потребность в авторитарном руководстве игрой, в данном случае использовали в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь взрослым. При этом учитывали его интересы и возможности. Успешное выполнение задания поощрялось положительной оценкой в присутствии сверстников (ребёнок получал наклейку с надписью «Хорошо», «Отлично», «Молодец»), подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы. В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно сменялось потребностью хорошо потрудиться для коллектива.
Несмотря на достижения, вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей следующее:
- в сюжетно - ролевых играх есть дети, которые постоянно отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей;
- есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.
Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами, если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой в группе построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нём с обучением и воспитанием.
Исходя из этого можно выделить 3 группы методов:
Первая группа - методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
К ним относятся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.
Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
Стимулируем детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготавливаем атрибуты, подбираем предметы – заместители до игры или по ее ходу. Это способствовало стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Совместно с детьми придумываем ситуации взаимодействия между людьми, события. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игры. Побуждали детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)
Непосредственно включалась в игру и принимала на себя одну из ролей, когда происходило освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывали затруднения в реализации ролей. Оказывали небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию).
Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (конверты, билеты, открытки)
Вместе с детьми строили из разных деталей (игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики), «автобусы», «поезда», «корабли» и отправлялись в общее «путешествие». Необходимо создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Для развития сюжетно – ролевой игры мы с детьми изготавливали игрушки из подручного материала (бумага, коробки, пластиковые бутылки и т.д.).
Ребенок, подобно режиссеру, представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет, он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций – изнутри игры и извне ее – от самого себя.
Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу соперников. В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей. В этом огромную роль оказывают театральные игры. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснять. У ребенка улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр связан со сказкой, и наши дети неоднократно успешно участвовали в городских театральных фестивалях с показом русских народных сказок. Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности ребёнка. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, было проведено анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. Подготовили памятку, «Какие игрушки нужно покупать детям», ряд консультаций для родителей: «Игра и игрушка в жизни ребенка», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребенок» и другие, провели тематическое родительское собрание на тему: «Игра – не забава», а также совместно с детьми и родителями, провели литературную викторину «Путешествие по сказкам». Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. С помощью родителей сшили костюмы для сюжетно – ролевых игр «Почта», «Больница», «Инспектор ГИБДД», «Магазин». Для воспитателей групп оформили буклет на тему: «Сюжетно-ролевые игры, как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста», показали сюжетно – ролевую игру «Больница», консультацию «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника».
Из личного опыта работы можно сказать, что именно через сюжетно – ролевую игру ребенок овладевает:
- усваивает предшествующий социальный опыт;
-ребенок получает навыки коллективного мышления
-именно в игре происходит становление ребенка как личности.
- коммуникативными способностями;
сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат