Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Познавательная активность детей с ОВЗ. Основные направления коррекционной работы. Работа №23728

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Познавательная активность детей с ОВЗ. Основные направления коррекционной работы
Работа:

В педагогической науке познавательная активность определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к результативному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [2, с. 11].

У Г.И. Щукиной познавательная активность – это «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Автор утверждает, что познавательная активность является качеством личности, как устойчивое проявление стремления к познанию всего нового [3, с. 366].

Заслуживает интерес интерпретации понятия «познавательной активности» у Э.А. Красновского, как «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [3, с. 367].

Следовательно, как показывает анализ литературы, готовность детей к обучению включает три составляющие: личностная, интеллектуальная и волевая. Личностная готовность заключается в сформированности положительного отношения к учению, внутреннему принятию ребенком себя как ученика. Волевая сторона готовности включает способности ребенка к организации, контролю и управлению своей деятельностью. Интеллектуальная готовность предполагает развитие ощущения, восприятия, воображения, памяти и мыслительных процессов [4, с. 86].

Рассматривая готовность к обучению как способность к познавательному процессу, можно предположить, что развитие познавательной сферы детей одна из основ успешного обучения в школе.

Однако у значительной части детей младшего школьного возраста с ОВЗ, потребность в познании так и остается на стадии любопытства и носит ситуативный, неустойчивый характер. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ существенно отличаются друг от друга, поскольку задаются спецификой нарушенного психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Например, у детей с умственной отсталостью наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и активизацию эмоционально волевой сферы.

У детей с ЗПР же наблюдается низкий уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображениях. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии всех форм мышления. Как правило, у этих детей не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Наблюдения за учебной деятельностью учащихся с ОВЗ показывают, что на занятиях у них отсутствует потребность в самопроверке, связанной с выполняемой работой. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи. Все это приводят к тому, что такие школьники не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все это, вместе взятое, тормозит накопление разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

В начальной школе коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по оптимизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ строится по следующим принципам:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

- проявление педагогического такта.[1, с. 180].

При организации коррекционных занятий учителю-дефектологу следует исходить из индивидуальных возможностей детей задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.) [1, с. 196]

В зависимости от целей коррекционно-развивающих занятий, реализуются упражнения по развитию познавательных психических процессов. Такие как развитие слухового, зрительного, тактильного, цветового восприятия; развитие зрительной, слухоречевой или кинестетической памяти; развитие наглядно-образного, логического мышления, а также развитие аналитико-синтетической деятельности.

Таким образом, с целью повышения уровня познавательной активности детей с ОВЗ в образовательном процессе начальной школы учитель-дефектолог реализует индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, где применяются методы проблемного обучения (постановка проблемы и нахождение путей ее решения), а также методы воспитания – соревнование и стимулирование. Данные составляющие, используются в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволяет стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

Следовательно, познавательная активность играет большую роль в дальнейшем становлении личности. Применение активных методов и приемов обучения и воспитания повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.

 

Список литературы:

Екжанова

, Е.А. Методика коррекционно-педагогической работы в н

а

чальных классах общеобразовательной школы [Текст] / Е.А.

Екжанова

. - СПб.: «

К

а

ро

», 2013. – 272

с

.

Коджаспирова

, Г.М.

Педагогический словарь [Текст] / Г.М.

Коджасп

и

рова

. - 2-е изд., стер. - М.: «Академия», 2005. – 173

с

.

Пологрудова

, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного инт

е

реса» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] / И.С.

П

о

логрудова

// Молодой ученый. - 2018. - №4. -

с

. 366-367 - https://moluch.ru

Спирина

, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению [Текст]

/ Н.П.

Спирина

. - «

Владос

», 2017. – 220 с.


Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×