Воспитатель: Шестакова Лариса Юрьевна.
Роль мелкой моторики в развитии речи дошкольника
В последние 10-15 лет уровень речевого развития детей заметно снизился и поэтому стали популярны пальчиковые игры.
А всё это потому, что родители заняты на своей работе, и беседуют со своими детьми всё меньше и меньше. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно прогресс, но между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем больше маленький ребёнок будет двигаться, тем лучше будет развита его речь.
С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.
Именно тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников, они отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
Пальчиковые игры - развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого, способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать »целые истории! Помимо того, пальчиковые игры развивают память, ведь нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.
Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз)
.
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры
можете
оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
На занятиях дети, начиная со средней и до подготовительной группы, с удовольствием выполняют все предложенные упражнения, к концу года в основном все дети проговаривают во время выполнения упражнений речитативы, относящиеся к данной пальчиковой гимнастике. Дети подготовительной группы умеют выполнять и проводить со сверстниками комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук.
Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.
Список используемой литературы:
1. Гризик Т. И. развитие речи детей-М., 2005
2. Любина Г. Г. Рука развивает мозг //Ребёнок в детском саду. -2003.-№4; №5: №6.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат