Роль клипового мышления в формировании познавательной самостоятельности обучающихся на уроках теоретического обучения
Масько Татьяна Ивановна,
государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»),
преподаватель
«Жизнь коротка, искусство обширно, случай шаток,
опыт обманчив, суждение трудно»
Гиппократ
Ценность афоризма – в демонстрации четырехмерности мышления. Далеко не каждый человек достигает глубин философской мысли, математической строгости научной аргументации, художественной силы образа и слова, чувств и воли. В то же время по определению Гегеля
«Педагогика – это искусство делать людей нравственными: она рассматривает человека как природное существо и указывает путь, следуя которым он может вновь родиться, превратить свою первую природу во вторую, духовную…»
Человек представляет собой синтез тела и души. Жизнедеятельность любого человека состоит из системного мышления, системного изложения мыслей, принятия системных решений и системной деятельности по реализации задуманного. Из систем социальных ценностей выделяются мудрость, слава, власть, богатство. Им противостоят глупость, безвестность, подчиненность и бедность. Эти понятия укладываются в понятие перехода количества в качество. Становление личности происходит только в общественном окружении. Индивидуальность отстаивается силой духа. Именно этой силы духа не достает обучающимся с клиповым мышлением.
Зачастую обучающиеся теряются в потоке информации, большинство из них разучились мыслить и думать самостоятельно: «зачем, если можно спросить Google?».
Определить человека с клиповостью сознания можно по следующим признакам:
- бедность мимики и эмоций;
- отсутствие сопереживания;
- поспешные суждения и выводы;
- скудный словарный запас, цитирование фразами из фильмов и социальных сетей;
- проблемы с запоминанием.
В борьбе с клиповым мышлением следует учитывать что, концентрация мысли в мужском и женском мозге происходит по разному. В мужском мозге усиление мысли в одном направлении происходит за счет ослабления мыслительной способности на других направлениях, в женском – работа мысли примерно одинакова во всех направлениях. Этот момент следует учитывать при изложении материала и при формулировании вопросов. Зачастую на один и тот же вопрос девушки и юноши отвечают по разному. Ребята дают ответ более быстро и четче формулируют ответ, опираясь на собственный опыт. Следовательно, подготовка докладов, сообщений и исследовательская деятельность обучающихся в зависимости от пола и уровня клиповости мышления выстраивается сугубо индивидуально. Достаточно уверенно можно начинать борьбу с клиповым мышлением в исследовательской деятельности юношей с цитирования фразы из фильма, чего у девушек не вызовет никакой заинтересованности.
В изложении материала необходимо учитывать факт, что научные идеи основываются на фактах и реализуются через гипотезу, теорию, эксперимент и практику. К этим идеям необходимо побуждать обучающихся доходить самих через постановку эксперимента, задание вопросов – через проблемное обучение.
Знания, умения, навыки и опыт приобретаются на базе природного темперамента. И нет ничего удивительного в том, понимание и запоминание протекают по-разному - у разных обучающихся.
Поиск истины равноценен прикосновению к тайне. Тайна не исчезает, она переходит на другой уровень. Например. Морковка красная, потому что мы ее так видим. Мы видим морковку красной, потому что от нее отражаются электромагнитные волны соответствующие красной части видимого спектра»
Невысокий уровень обученности обучающихся по учебной дисциплине «физика» связан с тем, что в материале учебной программы происходит разрыв между требованиями и желаниями обучающихся. Обучающиеся с клиповым мышлением оказываются перед трудностями, каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления обучающиеся даже не понимают, чего от них хотят.
Педагогические подходы для развития у обучающихся абстрактного мышления
- специальные тренинги по концентрации внимания (заполнение таблиц, отгадывания загадок, и т.п.);
- чтение научной литературы и обсуждение прочитанного;
- включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;
- упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки, создание опорных конспектов и кластеров);
- многократное повторение изученного материала;
- включение дискуссии и поиск альтернативной точки зрения в учебный процесс.
Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения - всегда опасно.
В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Причём лучшие результаты дает участие в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.
Обучающиеся сегодня отлично себя чувствуют в окружении цифровой техники и интернета, но у них слабый внутренний стержень. Все они умеют вести личные страницы в соцсетях, блоги, но жизнь может подбрасывать события с низкой вероятностью, но масштабным эффектом, психологически к которым обучающиеся с клиповым мышлением будут не готовы. Выход из этой ситуации – трансформация роли преподавателя из транслирующего информацию в роль наставника для обучающихся.
Список используемой литературы
Азаренок
, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.
Тоффлер
Э. Шок будущего. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – С. 12.
Харлов С.
Е. Здоровье и нездоровье нашей жизни: к грядущему в 2040 году 2500-летию Гиппократа:
[16+]
/ С. Е. Харлов. – Архангельск:
[
Лоция
]
, 2018. – 58с.
https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/klipovoe-myshlenie/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат