Влияние логоритмики на речевое развитие детей дошкольного возраста
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная
перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной,
речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств
личности.
Целью логоритмики являются профилактика и преодоление речевых расстройств
путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, со словом и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции;
развитие фонематического восприятия;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и двигательной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания,
оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной
моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы,
звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев,
гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения,
сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а
также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и
музыкальные игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы –
последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается
ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков,
обогащается словарь детей.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого
дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры,
формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-
интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь,
координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на
формирование пространственных представлений.
Предлагаемые упражнения просты для выполнения, направлены на согласование
речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно
совершает движения руками, ногами, ладошками.
Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог,
отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ
Или плавно дирижируя одной или двумя руками:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, – КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА– ХО-ДУ
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на
сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь
станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
СНЕЖИНКИ
Кружатся, кружатся снежинки,
Как белые перья ложатся в перинки,
Перинки, подушки лежат на опушке.
И зайца следы – как петельки
Украсили эти постельки.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в
оркестре.
РОБОТ
Стоит робот на дороге,
У него не гнуться ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие
движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат