Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Путешествие в историю ложки»
(для детей 6-7 лет)
Задачи:
Познакомить детей с историей
появления
ложки
как предмета посуды.
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между свойства
ми предмета и его назначением
.
Поддерживать стремление использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов.
Расширять представления детей о материалах (фарфор, металл, пластмасса) и их особенностях.
Развивать
ретроспективный взгляд на предметы окружающего мира.
Оборудование: картинки: камня, ложки-ракушки, деревянных ложек, расписных ложек, ложкарей, завода по изготовлению ложек, музейных ложек; камни; ракушки; 2 таза с водой; деревянные ложки; ложки из разных материалов (металлические, фарфоровые, пластмассовые).
Ход:
- Дети, отгадайте загадку
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот,
Открывай пошире рот!
- Действительно, это ложка. Как вы думаете, ложка всегда была такой как сейчас? (ответы детей)
- У ложки есть своя история. И я приглашаю вас отправиться в прошлое ложки.
- Когда-то древнему человеку пришла в голову мысль, что горячую пищу удобнее брать не руками, а каким-нибудь предметом – так он изобрёл ложку. Как вы думаете, из чего древние люди сделали первую ложку? (ответы детей)
- Самая первая ложка была сделана из камня. Значит, она была….. каменная (показывает картинку камня). Посмотрите, что у меня в руке? Правильно, камень. Возьмите и вы в руки камни. Потрогайте, пощупайте их. Какие они на ощупь? (тяжёлые, шершавые, неровные).
- Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей)
- Действительно, неудобно. Она была очень тяжелая, края были не ровные, и во время еды такая каменная ложка обжигала рот.
- Так как каменной ложкой пользоваться было неудобно, люди стали искать другой материал для изготовления ложек. Гуляя по берегу моря, они искали предмет, который можно было использовать как ложку. И они его нашли! Как вы думаете, что это был за предмет? (ответы детей)
- Это оказалась ракушка. Что придумали люди, чтобы использовать ракушку, как ложку? (ответы детей)
- Люди присоединили к ракушке палочку, чтобы получилась ложка. Посмотрите, как выглядела ложка-ракушка (показывает картинку ложки - ракушки).
- Давайте проверим, удобно ли было пользоваться такой ложкой. Подойдем к столу, на котором разложены ракушки и стоят два тазика с водой. Возьмите каждый по ракушке и попробуем зачерпнуть воды. Что происходит? Вода выливается, руки мокрые, воды зачерпывается мало. Представьте, что вы едите горячий суп. Удобно ли вам? Почему? (ответы детей) Проведем пальчиком по краю ракушки. Что вы чувствуете? (ответы детей) Края у ракушки острые, неровные.
- Итак, вы сами убедились, что такой ложкой не очень удобно пользоваться. Поэтому люди стали искать другие материалы для изготовления ложек. Может быть, вы знаете, какие материалы ещё использовали, чтобы сделать ложку? (ответы детей)
- Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками (показывает картинки деревянных ложек). Ложки на Руси вырезали из дерева – липы. Ложки получались лёгкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие друг на друга (показывает картинки расписных ложек). Ложки изготовляли специальные мастера – ложкари (показывает картинку, с изображением ложкарей).
- Посмотрите на ложки: они все разные, но что-то у них есть общее, одинаковое. Что же одинаковое у всех ложек? (ответы детей) У всех ложек можно выделить две части. Какие? (ответы детей) Это лунка или черпак. Лунка может быть круглая, овальная, глубокая, мелкая (показать ложки).
- А это черенок или ручка. Они тоже бывают разными: круглые, плоские, точеные, овальные.
- Удобно пользоваться такими ложками? Вы когда-нибудь ели деревянной ложкой? (ответы детей) А в наше время мы используем деревянные ложки? (ответы детей)
- Да, но чаще как музыкальный инструмент. Давайте попробуем на них сыграть (2 – 3 ребёнка играют на ложках)
- А какими ложками мы пользуемся сегодня? Давайте подойдем к столу и рассмотрим ложки. Скажите мне, пожалуйста, чем похожи эти ложки? (есть черпак и ручка) А чем они отличаются? (из разных материалов, разного размера) Какая ложка тяжелее (легче)? Как вы думаете, от чего это зависит? (от материала, из которого сделана ложка).
- Промышленность не стоит на месте, и совсем недавно придумали вот такие ложки (показать пластмассовую ложку). Какие это ложки? Они сделаны из пластмассы, значит это – пластмассовые ложки. Как вы думаете удобно ими пользоваться? (ответы детей)
- Из какого материала изготовлены вот эти ложки? Из металла. Значит они - …. металлические. Чем металлическая ложка отличается от пластмассовой?
- А чем вот эта ложка отличается от всех остальных? Она очень изящная, тонкая, легкая. Это - фарфоровая ложка. Кто догадается, из какого материала она изготовлена? Правильно, из фарфора.
- А в г. Нытва находится завод по изготовлению ложек (показывает картинку, с изображением завода в г. Нытва) и единственный в мире музей ложек. В нём собрано около двух тысяч самых разных ложек. (показывает картинки, собранных в музее ложек).
- Да, ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время и благодаря знаниям и умениям человека всё вокруг меняется. И сегодня мы с вами увидели, как появилась и изменялась ложка – простой столовый прибор. Увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные и красивые ложки.
- Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? А что бы ещё вы хотели узнать? (ответы детей)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат