Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Дидактические игры. Работа №23994

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Дидактические игры
Работа:

1.3. Дидактическая игра и ее значение в  формировании навыка счета у детей среднего дошкольного возраста

Формирование навыка счета у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в практической деятельности, при непосредственном восприятии счетного материала. Это становится возможным при использовании дидактических игр.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [32, с. 24].

Дидактическая игра является основным видом деятельности, в процессе которой дети учатся думать, размышлять, анализировать, делать выводы в процессе сложной умственной деятельности.

Умственная деятельность – универсальна. Основой умственной деятельности является обучение – систематический, целенаправленный процесс формирования элементарных математических знаний, умений, навыков, отношений к явлениям окружающего мира [5, с. 33].

Использование дидактических игр в процессе формирования навыков счета способствует уточнению, расширению знаний основных количественных отношений, активизации мыслительных процессов и развитию логических приемов умственных действий.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенным счетным материалом, в качестве которого выступают игрушки, приобретая собственный действенный и чувственный опыт [7].

Дидактические игры математического содержания вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию познавательных процессов: мышления, внимания, речи. Через игровые действия, правила дидактической игры, развивается логическое мышление, дети стараются больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т.д. Благодаря дидактическим  играм у детей формируются понятия о счете и его назначении.

Ценность дидактических игр состоит в том, что их можно проводить как на занятиях, так и в режимных моментах. Ведь, чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Дидактические игры нужны, чтобы, с одной стороны, избегать монотонности, а с другой – научить детей считать разными способами [10]

Обучая детей в дидактической игре счету, педагог должен стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное воспитание.

Большинство игр связано с движением. Включение этих игр в занятие внесет разнообразие, снизит утомляемость детей. В результате постепенно ребенок начинает считать все, что его окружает. Ежедневные упражнения в счете обеспечивают эффективную подготовку к дальнейшим, более сложным вычислениям [41, с. 26]

В дидактических играх математического содержания дети среднего дошкольного возраста учатся устанавливать простейшие количественные и порядковые отношения, осваивают способы познания: наложение, сравнение.

Говоря о классификации дидактических игр, наибольшей ценностью для решения проблемы нашего исследования обладают настольно-печатные игры и игры с предметами и картинками. В настольно-печатных дидактических играх и играх с предметами осуществляется непосредственное знакомство детей с количеством через зрительные анализаторы. В дидактических играх дети учатся сравнивать количество предметов, устанавливать равенства и неравенства, считать и отсчитывать, называть результат. Богатый игровой дидактический материал представлен в пособиях Е. В. Колесниковой, Л. Г. Петерсон, И. А. Помораевой.

Е. В. Колесникова предлагает следующие дидактические игры по формированию навыка счета:

- игры на формирование умений сравнивать количество предметов, различая, где один предмет, а где много;

- игры на формирование умений сравнивать две группы предметов по количеству;

- игры на формирование умений устанавливать равенства между предметами;

- игры на формирование умений считать предметы по порядку, пользуясь правильными приемами счета [11].

С помощью дидактических игр дети обучаются порядковому счету, учатся различать численность предметов, устанавливать равенства, считать слева направо; называть числительные по порядку, согласовывая числительное с существительным в роде, числе, падеже.

В качестве игровых материалов Е. В. Колесникова предлагает картинки, карточки с изображением одного и нескольких предметов, счетный материал. Например, игры с картинками на установление множества проводятся на основе зрительного восприятия. Педагог показывает картинку с изображением разных предметов. Картинка может содержать сюжет: «Животные леса», «Детская комната», «Магазин игрушек». Затем задает вопросы по ней:

- Какие предметы вы видите на картинке? (шишки, ежики, зайчики, белочки и т.д.);

- Каких предметов на картинке много? (белочек, шишек);

- Каких предметов по одному? (ежик, гриб, елка) [11].

Также дидактические игры по установлению равенства могут быть с двумя одинаковыми группами предметов. Например, педагог показывает детям картинку, на которой по разные стороны листа изображены две группы предметов – неваляшки и машинки.

Вопросы:

- Сколько неваляшек наверху? (две);

- Сколько машин внизу (одна);

- Чего больше: неваляшек или машин? (Машин меньше, а неваляшек больше) [11, с. 19 - 21].

Подобные игры формируют у детей количественные навыки, понимания того, что количество не зависит от расположения предметов. Дети учатся сравнивать разные группы предметов, опираясь на зрительные анализаторы.

Л. Г. Петерсон предлагает использовать раздаточный дидактический материал для повышения усвоения качества усвоения знаний. Вазочки и цветочки, грибочки и орешки, цветочки и бабочки, елочки и шарики. Например, дидактическая игра «Расставь посуду», «По ягоды» [27, с. 129]. Используя картинки с изображением предметов или предметы-заменители (ягоды – круги, кружки – квадраты, тарелочки – круги), дети учатся сравнивать количество разных групп предметов, расставляя на верхнюю полочку (полоску) кружки, на нижнюю – тарелочки, один предмет ровно под другим.

Дидактические игры применяются и для обучения порядковому счету. Например, в пособии Л. Г. Петерсон предлагается детям посчитать, сколько ягод черники и земляники собрал ежик (игра «По ягоды») [27, с. 130], съесть столько ягод, сколько покажет воспитатель (игра «Вкусные ягоды») [27, с. 132] и т.д.

Каждый раз для выполнения игрового задания ребенку необходимо отсчитать нужное количество. Важным является речь воспитателя, использование приема повторения с целью выработки умений отражать результат в речи, согласовывать числительные с именами существительными.

- Съешьте вот столько (5) ягод земляники.

Дети берут пять ягод земляники, пересчитывая их по одной.

- Сколько ягод у вас осталось? (4).

- Какие это ягоды (Земляника).

С помощью дидактических игр дети среднего дошкольного возраста учатся соотносить число и цифру. Например, дидактическая игра «Наведи порядок», в которой ребенку предлагается пересчитать игрушки в коробках и положить рядом с карточкой с соответствующей цифрой. Дидактическая игра «В театре», чтобы занять свое место в зале, нужно сосчитать количество предметов на карточке – билете и найти соответствующую цифру на стуле.

С. И. Тимофеева рекомендует: «Полезно создавать в играх разные проблемные ситуации, например, специально пропуская какое-то числительное:

- Соберем листья для букета, первый листик, второй, ... четвертый. Правильно? [35, с. 12]

Запомнить число и соединить его с цифрой помогут дидактические игры в сопровождении с художественным словом:

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова:

Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять.

Или предложить детям картинки с цифрами и поиграть в них:

Будем бегать и играть,

Я решил вас посчитать:

Один, два, три, четыре, пять [33].

Играя в дидактические игры, дети учатся считать предметы, добавлять к меньшей группе недостающий предмет, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.

Например, дидактическая игра «Сосчитай».

Вопросы:

- Сколько неваляшек? (Пять).

- Сколько пирамидок? (Четыре).

- Чего больше, чего меньше? (Неваляшек больше, чем пирамидок, а пирамидок меньше, чем неваляшек).

- Что надо сделать, чтобы неваляшек и пирамидок стало поровну, по пять? (Надо добавить одну пирамидку).

После того, как дети добавят одну пирамидку, уточнить, что пирамидок и неваляшек поровну, по пять.

В дидактической игре у детей среднего дошкольного возраста отрабатываются приемы, необходимые для осуществления счетной деятельности: наложение, приложение, убавление, добавление.

Данный прием широко распространен у В. П. Новиковой. Дидактическая игра «Разноцветные шарики», «Кто больше?» и др.

Например, дидактическая игра «Разноцветные шарики».

Педагог выкладывает перед собой на столе в ряд три зеленых шарика и предлагает детям, положить столько же красных шарика. Используя прием приложения, дети выкладывают шарики и убеждаются, что зеленых и красных шариков поровну [24, с. 4].

Для формирования навыка считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо также применяются дидактические игры: «Отсчитай», «Сколько?», «Что изменилось?» и т.п.

Дети учатся считать количество предметов, называть правильно итог, обозначать его цифрой, уравнивать предметы.

Например, дидактическая игра «Кубики».

Воспитатель предлагает детям поставить один кубик.

- Сколько кубиков поставили? Покажите цифру.

- Какую цифру показали и почему?

- Справа от кубика сложите столбик из двух кубиков.

- Сколько кубиков в столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.

- Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Покажите цифру два.

- Рядом составьте еще один столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Кубиков стало больше?

- Давай посчитаем, сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три – всего три кубика.

Число три обозначается цифрой три.

- Сделай так, чтобы во втором и третьем столбиках было кубиков поровну – по два, и т.д. [23].

Дидактические игры применяются и для закрепления навыков счета. Например, «Покажи столько же», «Принеси столько кубиков, сколько квадратиков на карточке», и т.д. Активное участие детей в играх приводит к тому, что знания их не только закрепляются и уточняются, но и значительно расширяются. Так они начинают четко дифференцировать вопросы: сколько? на котором месте? какой по счету? и другие. При определении местоположения дети используют порядковый счет.

Для закрепления навыков счета используют большое количество дидактических игр. Чтобы создать предпосылки самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной работой с пособиями, разнообразят приемы. В качестве игрового счетного материала применяют счетные палочки, палочки Кюизинер, объемный и плоскостной счетный материал, крупные разноцветные пуговицы, природный материал и т.д.

Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков, с определением пространственных направлений (слева, справа, вверху, впереди и так далее), для этого используются разнообразные игровые упражнения [10]. Постепенно дети среднего дошкольного возраста приходят к пересчитыванию предметов быта, игрушек.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно и число, наряду с количественными и пространственными признаками предметов, помогло бы им лучше ориентироваться в окружающей действительности [40].

На закрепление навыков счета в пределах пяти можно использовать следующие дидактические игры:

«Найди свой дом» (закрепление счета в пределе пяти)

;

«Динь-динь» (восприятие числа на слух и счет в пределе пяти)

;

«Машины» (закрепление представления о последовательности чисел)

;

Игра в мяч «Назови следующее число» (знать, какое

число

за каким следует)

;

Игра в мяч «Считай дальше» (уметь считать с любого числа до пяти)

.

Дидактические игры с математическим содержанием учат детей понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Таким образом, эффективным средством формирования навыка счета у детей среднего дошкольного возраста является дидактическая игра с математическим содержанием. Примеры дидактических игр по формированию навыка счета представлены в пособиях Колесниковой, Помораевой, Л. Г. Петерсон, Новиковой и др. Дидактические игры не представлены отдельно, они входят в состав конспектов занятий по ФЭМП. Детям предлагаются дидактические игр математического содержания на формирование следующих умений: сравнивать количество предметов, различая, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов по количеству; устанавливать равенства между предметами; считать предметы по порядку, пользуясь правильными приемами счета. В качестве счетного материала воспитатель использует разноцветные счетные палочки, фигурки животных, кубики, машинки, природный материал, пуговицы и т.д. В качестве вспомогательных приемов – загадки, стихотворения. В результате в дидактической игре происходит формирование навыков порядкового счета, умений правильно обобщать, согласовывать слова, давать ответы, уравнивать, соотносить количество и цифру.

Дидактическая игра по праву считается уникальным средством формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×