Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у детей раннего возраста
В настоящее время многие родители жалуются на то, что дети «не хотят говорить», «совсем не разговаривают», а также, многочисленные исследования специалистов подтверждает этот печальный факт - высокий уровень задержки речи у детей нынешнего поколения. Почему это происходит?
Причин этого множество: генетическая предрасположенность, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, длительные или стремительные роды, сложный постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных медицинских препаратов, вялость мышц рта и артикуляционного аппарата, крайне неблагоприятная обстановка в семье.
Еще одной важной причиной возникновения задержки речевого развития является чрезмерная слуховая и зрительная загруженность, т.е. постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера, телевизора и т.п.) в виде звукового и зрительного фона. Следует помнить о том, что развитие речи тесно связано с развитием слуха. Поэтому чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на развитии ребенка, формировании его личности. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего всё это развивать в игре. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха. Что такое слуховое восприятие?
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков - неречевых, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.
Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Этапы развития слухового восприятия:
- в 0-1 месяца младенец вздрагивает или моргает при резком звуке;
- в 0-2 месяца прислушивается к звуку колокольчика, погремушки;
- в 1,5-2 месяца слышит голос взрослого и реагирует на него улыбкой, замирает при появлении нового звука на фоне других;
- в 2-3 месяца ребенок начинает отчетливо реагировать на пение и музыку, издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками;
- 4-месячный ребенок откликается на обращение к нему по имени. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора;
- в 5-6 месяцев малыш поворачивает голову на источник звука, находит его глазами. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам;
- в 7-8 месяцев интересуется предметами, производящими звук;
- в 10-11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.
Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира, кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука. С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.; - - звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки; звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Важно помнить, что формирование речевого восприятия начинаем не с речевых звуков (как кажется с первого взгляда), а, наоборот, с «Неречевых»!
Игры, направленные на развитие неречевого слуха
(слухового внимания)
Игра «Угадай, кто кричит?»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Игра «Угадай, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома - тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры: «Найди, что тикает, звенит, жужжит и т. д.! » или соревнование: «Кто больше звуков услышит? » В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель: учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Ход игры: Взрослый знакомит ребенка с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, дудочкой и др. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит ребенка угадать, на чем он играл. После того, как ребенок угадает предмет, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Игра «Постучим, погремим!»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. Оборудование: различные предметы - бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет - источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате - манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок должна быть полная тишина, чтобы определить загаданный звук от других звуковых впечатлений. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
Игра «Звени колокольчик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.
Ход игры: Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).
Игра «Беги в свой домик!»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). Материал: бубен, детский стульчик.
Ход игры: Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.
Игра «Где позвонили?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 - 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Молоточек»
Цель: развивать слух, освоить категорию «громко - тихо».
Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».
Игра «Внимание!»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.
«Шумящие коробочки»
Цель: восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Для игры понадобятся непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами. Это может быть рис, гречка, горох и т.д. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы: главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных.
Ход: коробочки из-под киндер сюрпризов, коробочки нужны парные – чтобы звук в них не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала. Например, здесь гречка и в другой коробочке такое же количество гречки. Сначала вместе с ребенком играем с одним набором коробочек, потрясываем, слушаем звуки, которые получились. А затем постепенно увеличиваем количество парных коробочек. Материал должен быть доступен для ребенка, усложнение заданий в игре происходит постепенно от занятия к занятию.
Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет. – СПб
.,
2001 г
.
Карасева Н. Ю.
Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста [Электронный ресурс].
URL:
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-igr-napravlennykh-na-razvitie-slukhovogo-vospriyatiya-i-pamyati-s-detmi
Карасева Н. Ю.
Развитие слухового восприятия и памяти детей раннего возраста (1,5 - 3 года) посредством использования игр [Электронный ресурс].
URL:
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/razvitie-slukhovogo-vospriyatiya-i-pamyati-detei-rannego-vozrasta-15-3-goda-posre
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат