Развитие познавательной деятельности учащихся через предметные олимпиады (из опыта работы)
Филиппович Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 41» МО г. Братска
Иркутской области
первая квалификационная категория
Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требование самой жизни. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей – задача, которую призван решать каждый учитель.
Развитие познавательных способностей учащихся – это развитие мышления, памяти, внимания, воображения, овладение методами сравнения, аналогии, синтеза, классификации.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без развития интереса детей к учебе. В каждом классе есть дети, имеющие более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности. Эти дети имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Главное отличие одаренных детей – умственная активность. Самая яркая характеристика этих детей, которая не зависит от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья – стремление к познанию. Для таких детей необходимо создавать условия для оптимального развития их способностей, отбирать среди различных форм обучения те, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Научные исследования и практика показывают, что развитие способностей может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития ребенка.
Раскрыться и развиться познавательным способностям учащихся помогают творческие конкурсы, интеллектуальные игры, предметные олимпиады.
Олимпиады помогают привить любовь к предмету, учат логически и нестандартно мыслить, самостоятельно находить способы выполнения заданий. Олимпиады в начальной школе – это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.
Над темой «Развитие познавательных способностей учащихся через предметные олимпиады» я работаю много лет. За годы работы была собрана и изучена литература, определены этапы работы, разработаны и отпечатаны тексты классных олимпиад по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру для учащихся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов, составлены дополнительные домашние задания олимпиадного типа. Были разработаны и проводятся спецкурсы «Развитие познавательной деятельности», «Занимательная математика», еженедельная интеллектуальная игра «Самый умный ученик недели». За годы работы над темой был накоплен практический материал: созданы подборки по темам «Классные предметные олимпиады», «Городские и школьные предметные олимпиады», «Дистанционные олимпиады», «Ребусы», «Головоломки», «Интеллектуальные игры».
Организовывая и выстраивая работу по разработке и проведению предметных олимпиад, я ставила перед собой ряд проблем: какого типа задания нужно включать в предметные олимпиады, каков должен быть их уровень сложности, какова последовательность этих заданий, как организовать предварительную систематическую подготовку. Составляя тексты олимпиад, я также определяла оптимальный объем работ по предмету для каждой возрастной категории.
Все задания делятся на три типа: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. Задания репродуктивного типа выполняются на основе образца или подробной инструкции. Задания этого типа учат анализировать события, явления, факты, формируют методы и приемы познавательной деятельности, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Задания творческого и частично-поискового типа служат привлечению учащихся к выполнению более сложных видов деятельности. Для этого используются задания творческого характера, эвристические задания. Для их выполнения ученику нужно из всего арсенала своих знаний отобрать нужные для выполнения конкретной задачи, создать новые алгоритмы для их решения.
При составлении текстов олимпиад я учитываю наличие в них заданий всех этих типов.
Также при составлении заданий я соблюдаю определенные требования : часть заданий должна быть посильна всем учащимся; часть заданий предлагается повышенного уровня; ряд заданий должны допускать несколько подходов к поиску решений; все задания должны быть подобраны так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы.
Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий «по горячим следам», пока участники олимпиады не потеряли интерес к выполненной работе, смогли оценить правильность выполнения ими заданий, понять способ выполнения тех заданий, которые они не смогли одолеть.
Для достижения успеха по развитию интеллектуальных способностей учащихся необходима система работы, а не разовые, эпизодические проведения олимпиад. За годы работы эта система была сформирована: классные предметные олимпиады проводятся раз в четверть, в работы включаются разноуровневые задания для того, чтобы каждый ученик смог выполнить посильную для себя работу; в течение четверти проводится подготовительная работа: учащимся предлагаются еженедельные задания
олимпиадного типа; на уроках ученики разгадывают математические головоломки, ребусы, кроссворды, выполняют различные задания для развития творческого мышления. В контрольные работы также включаются задания олимпиадного типа.
Эффективность проводимой работы подтверждается результатами. Мои ученики ежегодно являются победителями и призерами школьных и городских олимпиад, интеллектуальных игр. Работа по активизации познавательной деятельности учащихся положительно сказывается и на успеваемости в целом. Дети становятся более сосредоточенными и внимательными на уроках, чаще обращаются к разным источникам информации с желанием удовлетворить свои познавательные интересы. Ученики подтверждают свои знания и при переходе в старшее звено. Учителя-предметники отмечают высокую работоспособность, самостоятельность, ответственное отношение к учебе, активную жизненную позицию учащихся.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат