Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы. Работа №24360

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы
Работа:

Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы

Лузанова Е.В., учитель русского языка и

литературы ГБОУ школы 644

Приморского района СПб

Как преподнести школьникам учебный предмет «литература» так, чтобы он был интересен, заставлял задуматься, развивал? Об этом задумывается каждый учитель русского языка и литературы. На сегодняшний день существует большое количество разных технологий, методов, форм преподавания данного предмета. Одним из наиболее эффективных технологий современной школы является метод проектов.

Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения, он позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.

Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года или четверти и включает в себя несколько этапов:

предварительный выбор учениками темы (с учетом рекомендаций учителя);

составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление учеников с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.

Общие характеристики   проектной деятельности включают в себя практически значимые цели и задачи, а также  структуру, которая включает общие компоненты:

 анализ актуальности проводимого исследования;

целеполагание;

 формулировка задач, которые следует решить;

 выбор средств и методов, адекватн

ых

поставленным целям;

планирование;

  определение последовательности и сроков

проекта

;

 проведение проектн

ой

работ

ы

или исследования;

оформление результатов

работы

в соответствии с замыслом

проекта или целями исследования;

представление результатов;

При защите проекта важны компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Обычно проект направлен на получение запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслом.

Цели проектного обучения:

Развивать у школьников исследовательские умения.

Обеспечить механизм развития критического мышления

ученика

, умения искать пути решения поставленной задачи.

Развивать у

школьников

умение творчески подходить  к способу подачи материала.

Развивать у

учеников

«командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, игровой (ролевой) и т.д.

Содержание: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.

По количеству участников проекты бывают следующие: индивидуальный, парный,

малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в  рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный,  сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете)

Длительность (продолжительность) проекта может быть разной - от проекта-урока до многолетнего проекта.

Дидактические цели проектной деятельности:  ознакомление  учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Условия применения метода проектов:

Существование некой значимой проблемы.

Значимость предполагаемых результатов.

Применение исследовательских методов при проектировании.

Структурирование этапов проекта.

Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Создание проблемно-мотивационной среды происходит посредством дискуссии, мозгового штурма; ролевой игры; эвристической беседы; круглого стола.

Можно выделить следующие этапы работы над проектом: поисковый; аналитический; практический; презентационный; контрольный

Виды проектов: практико-ориентированные   (словарики, таблицы, газеты и т.д.), творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии), игровые (игры), исследовательские, (научно-исследовательские работы)

Проекты на уроках  литературы: реклама  средств художественной выразительности, словарей, автора и т.п.; примеры очерка, статьи; проект сопоставление (стихотворение-картина, поэзия-проза и т.д.), создание обложки книги; сборник стихотворений; виртуальный музей лирического героя.

Примерные темы проектов по литературе:

Составление рассказов на определенную тему с последующей рекламой;

Образ

«маленького человека

Сравнительный анализ героев

«Музыка природы»   (

музыка+живопись+литература

)

Фильм об

авторе, о произведении, о герое

.

Проект-рецензия (после посещения спектакля, просмотра фильма, прочтения книги) сравнительный анализ -

книга+спектакль

,

книга+фильм

.

Виртуальный музей литературного героя

;

Литературный портрет

одного из писателей.

Сравнение произведений одного жанра: сказка народная и авторская, сонет

В.Шекспира

и сонет «серебряного века» и др.;

Проект «Мой ровесник  в литературе»;

Проект «Иллюстрация к произведению».

Проект-кроссворд;

Проект «Авторской тропою» (проследить историю создания произведения);

Проект-

цветопись

(или звукопись)

(цвета

и звуки

в произведении);

Выделение лексемы в произведении (дом и

бездомье

Блока, ветер в творчестве Пушкина и т.п.);

Этимология названий (названия торговых точек, оформление  рекламных вывесок, слоганов) классификация, ошибки, стиль;

История моей семьи в истории города, в творчестве писателя и т.п.;

Проект «Женские имена в произведениях поэтов «золотого» и «серебряного» века»;

Таким образом, при   использовании технологии проектного  обучения на уроках литературы  главная целевая установка стандарта - развитие личности –будет  достигаться через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат   ключевую компетенцию образования  «научить учиться».

Литература:

Бордовская

Н.В.,

Даринская

Л.А.Костромина

С.М.Современные

образовательные технологии.- М.: «

Кнорус

», 2011, 452с.

Висленко

Л.П.,

Белокурова

С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы//научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.38-41

Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.36-37

Качурин

М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, М: «Просвещение», 1988, 167с.

Селевко

Г.К.

С.М.Современные

образовательные технологии.- М.: «

Народное

образования», 2000,256с.

Ступницкая

М.

А.

Что такое учебный проект?/

М.А.Ступницкая

.

.: Первое сентября, 2010, 44с.

Талалова

С.В. Принципы исследовательской работы на уроках//научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», 2010, №1, с.65-71

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×