Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы
Лузанова Е.В., учитель русского языка и
литературы ГБОУ школы 644
Приморского района СПб
Как преподнести школьникам учебный предмет «литература» так, чтобы он был интересен, заставлял задуматься, развивал? Об этом задумывается каждый учитель русского языка и литературы. На сегодняшний день существует большое количество разных технологий, методов, форм преподавания данного предмета. Одним из наиболее эффективных технологий современной школы является метод проектов.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения, он позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года или четверти и включает в себя несколько этапов:
предварительный выбор учениками темы (с учетом рекомендаций учителя);
составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление учеников с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.
Общие характеристики проектной деятельности включают в себя практически значимые цели и задачи, а также структуру, которая включает общие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание;
формулировка задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватн
ых
поставленным целям;
планирование;
определение последовательности и сроков
проекта
;
проведение проектн
ой
работ
ы
или исследования;
оформление результатов
работы
в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования;
представление результатов;
При защите проекта важны компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Обычно проект направлен на получение запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными с его замыслом.
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников исследовательские умения.
Обеспечить механизм развития критического мышления
ученика
, умения искать пути решения поставленной задачи.
Развивать у
школьников
умение творчески подходить к способу подачи материала.
Развивать у
учеников
«командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов)
Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, игровой (ролевой) и т.д.
Содержание: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.
По количеству участников проекты бывают следующие: индивидуальный, парный,
малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете)
Длительность (продолжительность) проекта может быть разной - от проекта-урока до многолетнего проекта.
Дидактические цели проектной деятельности: ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Условия применения метода проектов:
Существование некой значимой проблемы.
Значимость предполагаемых результатов.
Применение исследовательских методов при проектировании.
Структурирование этапов проекта.
Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.
Создание проблемно-мотивационной среды происходит посредством дискуссии, мозгового штурма; ролевой игры; эвристической беседы; круглого стола.
Можно выделить следующие этапы работы над проектом: поисковый; аналитический; практический; презентационный; контрольный
Виды проектов: практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.), творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии), игровые (игры), исследовательские, (научно-исследовательские работы)
Проекты на уроках литературы: реклама средств художественной выразительности, словарей, автора и т.п.; примеры очерка, статьи; проект – сопоставление (стихотворение-картина, поэзия-проза и т.д.), создание обложки книги; сборник стихотворений; виртуальный музей лирического героя.
Примерные темы проектов по литературе:
Составление рассказов на определенную тему с последующей рекламой;
Образ
«маленького человека
Сравнительный анализ героев
«Музыка природы» (
музыка+живопись+литература
)
Фильм об
авторе, о произведении, о герое
.
Проект-рецензия (после посещения спектакля, просмотра фильма, прочтения книги) сравнительный анализ -
книга+спектакль
,
книга+фильм
.
Виртуальный музей литературного героя
;
Литературный портрет
одного из писателей.
Сравнение произведений одного жанра: сказка народная и авторская, сонет
В.Шекспира
и сонет «серебряного века» и др.;
Проект «Мой ровесник в литературе»;
Проект «Иллюстрация к произведению».
Проект-кроссворд;
Проект «Авторской тропою» (проследить историю создания произведения);
Проект-
цветопись
(или звукопись)
(цвета
и звуки
в произведении);
Выделение лексемы в произведении (дом и
бездомье
Блока, ветер в творчестве Пушкина и т.п.);
Этимология названий (названия торговых точек, оформление рекламных вывесок, слоганов) классификация, ошибки, стиль;
История моей семьи в истории города, в творчестве писателя и т.п.;
Проект «Женские имена в произведениях поэтов «золотого» и «серебряного» века»;
Таким образом, при использовании технологии проектного обучения на уроках литературы главная целевая установка стандарта - развитие личности –будет достигаться через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат ключевую компетенцию образования «научить учиться».
Литература:
Бордовская
Н.В.,
Даринская
Л.А.Костромина
С.М.Современные
образовательные технологии.- М.: «
Кнорус
», 2011, 452с.
Висленко
Л.П.,
Белокурова
С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы//научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.38-41
Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,№11, с.36-37
Качурин
М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, М: «Просвещение», 1988, 167с.
Селевко
Г.К.
С.М.Современные
образовательные технологии.- М.: «
Народное
образования», 2000,256с.
Ступницкая
М.
А.
Что такое учебный проект?/
М.А.Ступницкая
.
-М
.: Первое сентября, 2010, 44с.
Талалова
С.В. Принципы исследовательской работы на уроках//научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», 2010, №1, с.65-71
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат