Развитие методов обучения и воспитания путем применения эффективных образовательных технологий
Введение
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта, культурного уровня.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности школьников.
Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы ФГОС.
Цель нашей педагогической деятельности – создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели видим возможным через использование современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
На протяжении межаттестационного периода 2015-2020 гг. изучены и реализованы следующие технологии:
Инфомационно - коммуникационные технологии
Цель: повышению мотивации к обучению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения.
Результаты:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
высокая степень дифференциации обучения;
рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
усовершенствование контроля знаний;
рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока.
Проектная технология – развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Результаты:
- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;
- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
- усиление мотивации к изучению предмета;
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- исключение монологического преподнесения учебного материала.
Игровые технологии
Деловая игра – в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это моделирования систем отношений.
Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатов обучения истории и обществознанию, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические
- формируют устойчивую мотивацию учения;
- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Результат:
В процессе использования деловых игр на уроках русского языка и литературы задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе.
Технология критического мышления – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
-способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- учащиеся овладевают умением интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление).
- формирует у учащихся умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология проблемного обучения
Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)
Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).
Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.
Здоровьесберегающие технологии
Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг.
Результаты:
-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;
-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Вывод: основное отличие используемых технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат