Влияние черно-белых изображений на развитие в первые 6 месяцев жизни ребенка.
Самый ранний период от рождения и до шести месяцев очень важен для развития зрения ребенка, потому что как раз в этот период формируется глазное яблоко, участки мозга, отвечающие за прием и переработку визуальной информации. Развиваются такие умения как фиксация взгляда, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ребенок, тем активнее развивается его мозг. Поэтому младенец, окружение которого визуально богато, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции. Психофизиологи говорят о периоде от рождения до шести месяцев как о критическом для формирования зрительной системы.
Зрительные реакции на протяжении первых месяцев жизни ребенка проходят две стадии развития. Переход от I ко II стадии наступает на 4-5 неделе. В начале I стадии ребенок преимущественно реагирует на свет. Это проявляется в том, что он затормаживает общие движения, направляя взгляд к источнику света; затихает, перестает плакать, если его помещают в более освященное место. Следовательно, у младенца первых дней жизни уже имеются реакции, направленные на активное взаимодействие с окружающей средой. Более сложные реакции, такие, как, например, следование глазами за перемещающимся предметами или фиксация взором неподвижного предмета, возникают у ребенка на 8-14 день.
Важно отметить, что в течение первых недель жизни у ребенка формируются основы бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Это приводит к получению цельного изображения. Бинокулярное зрение дает возможность также определить взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удаленности, видеть предмет рельефным и локализованным в пространстве, оценивать расстояние. С возникновением этого навыка намечается II стадия развития зрительных реакций. К 4-недельному возрасту ступенчатый взгляд сменяется плавным прослеживанием за движущимися предметом. В 2 месяца дети начинают фиксировать взором неподвижные предметы и следить за передвигающимися, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Чтобы перейти к этапу сенсорной активности нужно внимательно отнестись к тренировке развития зрительных реакций, нужно стимулировать зрительную активность малыша, т.к. должны возникнуть ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным. Это взаимодействие можно выразить более простыми словами: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».
В рассматриваемый период жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его.
Период
Поле зрения
% остроты зрения от взрослого
Предпочтительные
изображения
Примеры
0-1 месяц
30̊ слева и справа
10̊ сверху и снизу
90 см от тела
10-30%
Контрастные черно-белые узоры, простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней - сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.
1-3 месяца
60̊ слева и справа
30̊ сверху и снизу
90 см от тела
фокусирование зрения на предметах на расстоянии около 30см
30-60%
Привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, ребенок будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.
Картинки можно развесить на стенах по всему дому - малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого).
3-4 месяца
60̊ слева и справа
30̊ сверху и снизу
90 см от тела
фокусирование зрения на предметах на расстоянии около 30см
60-80%
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Можно вводить цвет. Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже – зеленый и синий.
Попробовать вводить цвет стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки(клетки, которые видят цвета на ярком свету) созревают раньше.
4-6 месяцев
Может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один – у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины.
80-100%
Малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов - жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры.
Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения созерцание объектов народных промыслов является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка - в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат