Тема занятия: Знакомство с театром пантомимы.
Н.В.Колганова
М.В.Макарова
Ю.И.Хайдукова
МБОУ ООШ №38
Россия, г.Ленинск-Кузнецкий
Е – mail: kolganova_n@list.ru
Цели: создать условия для формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности.: дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.
Ход занятия
1. Организация начала занятия
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать в нашей театральной мастерской. Сегодня у нас принимают участие три команды: 4а, 4б и 4в классов.
- Предлагаю начать с артистической разминки.
- Ребята, какими словами вы бы поприветствовали наших гостей? (Здравствуйте, добрый день, мы рады видеть вас)
- А теперь повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их
- произнесите это с удивлением;
- с восхищением;
- с неуверенностью;
- как маленький ребенок;
- как президент страны.
2. Основная часть.
- Что такое театр? ( Это изображение на сцене какого-либо произведения)
- Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы)
- Люди каких профессий работают в театре? Сейчас мы это узнаем, отгадав загадки.
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену —
Размечает … (мизансцену)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи
- Итак, ребята, задание первое:
вам даны слова с пропущенными буквами. Вам надо вставить эти пропущенные буквы.
- Давайте проверим.
1. АК__Р (АКТЕР)
2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)
З. СЦЕ __ (СЦЕНА)
4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)
6.АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)
7.АКВО_Ж (САКВОЯЖ)
8. _ВЕТ (СВЕТ)
9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)
10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)
- А теперь выпишите пропущенные буквы, чтобы получить крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.
«Театр начинается с вешалки»
- А теперь я предлагаю посмотреть видео.
Беседа по вопросам.
- Вам было понятно происходящее ? (Да)
- Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)
- Что помогло вам понять происходящее? (жесты) (мимика)
- Как называется вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Пантомима)
- Где нам посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)
- Найдите в своих толковых словарях это слово.
Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.
Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.
- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)
Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.
Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.
- Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)
- Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)
Индивидуальная работа.
- Дорогие, мои ребята, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.
Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный номер;
- Прогуливает собаку.
Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно;
• когда у тебя болит живот;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит большой пес;
• если в жаркий день искупаться в реке;
Задание 3. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика движения;
• маляра;
• почтальона;
• сапожника;
• повара;
- Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.
Работа по группам.
- Итак, используя жесты и мимику 4б покажет пантомиму «Загадочная книга».
- 4а «Назойливая муха».
-4в «Силачи».
- А теперь повторим, что мы знаем о правилах поведения в театре.
Работа по стихотворению Агнии Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Беседа по стихотворению.
- О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении?
- Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)
- С каким видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)
- Кто главный в пантомиме? (Мим)
- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)
Рефлексия.
- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.
3. Заключительная часть.
-Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат