Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе» . Работа №26528

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»
Работа:

МАОУ СОШ №28 г. Балаково,

Синёва Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

Мастер-класс по теме:

«Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»

 

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.

Задачи:

Познакомить с понятием «целеполагание».

Познакомить с видами целеполагания.

Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса: (слайд №1)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Моё выступление мне бы хотелось начать с одной замечательной притчи: слайд №2

«Рассказывают, что однажды некий мастер стрельбы из лука Дрона повесил на дерево мишень для стрельбы, созвал своих учеников и спросил, что именно они видят.

«Мишень и дерево» — ответил первый»

«Мишень, дерево и небо» — ответствовал второй.

«Любимого учителя и мишень на дереве в окружении листьев» — почтительно промолвил третий.

«Учеников и учителя, собравшихся вокруг дерева с мишенью» — сказал четвертый.

Все остальные ученики высказывались подобным образом, и, слушая их, мастер все больше мрачнел. Наконец он со своим вопросом подошел к последнему ученику, неуклюжему и довольно нескладному парню.

— «Если честно — молвил этот ученик—то я, наверное, туповат. Потому как сколько не смотрю туда, вижу одну только мишень».

Мастер молча поклонился своему ученику, после чего повернулся к замершей в изумлении толпе и сказал:

— «Знаете, а ведь только он — единственный из всех вас действительно может стать Попадающим в Цель». Предлагаю вспомнить высказывание английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». слайд 3

Актуальность этого высказывания и притчи несомненны, так как мы работаем по новым федеральным государственным образовательным стандартам и наша задача научить детей добывать знания, а не получать их в готовом виде. Нам необходимо развивать УУД. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия.

В своём выступлении я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Этап целеполагания является одним из основных. Он позволяет учителю увидеть результат воздействия на уроке на обучающихся, выстроить четкий план урока.

Что же такое целеполагание? слайд 4

Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Тема моего мастер-класса: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»- Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приемы целеполагания) - А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приемы целеполагания, кому-то вспомнить) Цель деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому с моими учениками мы договорились о трех правилах постановки цели на уроке: слайд №5

Цель должна быть достижимой.

Цель должна быть конкретной

, четко сформулированной.

3.

Рефлексия в конце урока.

В конце урока мы обязательно возвращаемся к цели, зафиксированной на доске, и проверяем, достигнута она или нет.

Несколько лет я проработала по системе РО Занкова, поэтому в своей работе использую системно-деятельностный подход и методы РО. Для обучения школьников постановки цели на уроке я использую следующие приёмы.

Основные приемы целеполагания: слайд №6

Ситуация яркого пятна. слайды №7-8

Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие рыбы?».

При постановке цели урока развесить на доске картинки с изображением млекопитающих. Среди данных иллюстраций разместить одно изображение рыбы. Попросить выбрать один объект живой природы лишний в данной композиции и назвать цель урока.

Проблемная ситуация. слайд №9

Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение неизменяемых имен существительных»

Записать на доске слова: кофе, какао, метроопросить обучающихся найти окончания данных слов. Сделав вывод о том, что у данных слов нет окончаний, поставить проблемный вопрос о том, как же изменяются данные слова по падежам. Затем определить цель урокатавить цели урока необходимо на его начальных этапах, чтобы обучающиеся понимали, какой результат они получат в его конце. На этапе подведения итогов урока, обучающиеся должны объяснить, какими знаниями они сегодня овладели, достигли ли поставленной цели урока. Только после этого можно считать выполненной дидактическую цель урока в начальной школе. (практическая часть)

–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

-Выделите окончания у этих имён существительных.

(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)

-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

Работа над понятием. слайд №10

Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонения имен существительных».

При выполнении минутки каллиграфии на доске записать слово «Склонение» и попросить обучающихся объяснить его лексическое значение, воспользовавшись словарем. После этого сделать вывод о цели урока.

Исключение: урок окружающего мира по теме «Дикие животные» слайд №11

Подводящий диалог. Слайд №12

Пример: урок математики в 3 классе по теме: «Измерение площади геометрических фигур».

На начальных этапах изучения данной темы, находить площадь квадратов и прямоугольников обучают, разбивая данные фигуры на квадраты размером в один сантиметр квадратный. Затем подсчитывают их количество. Поэтому, при изучении правила нахождения площади фигуры, предлагается ситуация, в которой невозможно найти ее площадь, посчитав количество квадратных сантиметров обычным путем. Используя диалог, подвести к правилу нахождения площади геометрических фигур путем умножения длины на ширину.

Группировка. Слайд №13

Пример: урок русского языка в 3 классе по теме: «Глагол».

Записать на доске такие слова: смотрит, окно, рисует, картины, словарь, машина, играетопросить обучающихся поставить вопросы к словам и сгруппировать их, в зависимости от поставленного вопроса. Затем выписать слова, которые отвечают на вопрос: «Что делает?». Дать понятие «Глагол» и попросить озвучить тему и цель урока.

Домысливание. слайд №14

Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Откуда берутся снег и лед?»

Предложить обучающимся метод «Микрофон», чтобы высказать свои предположения по поводу происхождения снега и льда. Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, а затем формулируют цель урока самостоятельно или при помощи учителя.

Тема-вопрос. слайд №15

Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Наречие».

Вначале урока провести словарный диктант. Записать данные слова: Магазин, обезьяна, желтый, прекрасный, аккуратно, быстро. Затем, предложить обучающимся поставить вопросы к данным словам и записать. Определить части речи. При работе со словами «аккуратно» и «быстро», обучающиеся зададут вопрос о том, что последние два слова не относятся ни к одной из изученных частей речи, так отвечают на другой вопрос. В этот момент и познакомить их с понятием «наречие», а затем попросить озвучить тему и цель урока.

Вывод.

Целеполагание не является индивидуальным действием одного человека. Это процесс взаимодействия всех участников деятельности. Ни у одного школьника не возникнет желания учиться, если он не осознал цели своей учебной деятельности, если не принял ее как личную, если не смог реализовать ее в дальнейшем в практической деятельности и жизни.

Таким образом, рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Всё изложенное мной выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В заключении необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»

Желаю Вам здоровья и творческих успехов!

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×