МАОУ СОШ №28 г. Балаково,
Синёва Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
Мастер-класс по теме:
«Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.
Задачи:
Познакомить с понятием «целеполагание».
Познакомить с видами целеполагания.
Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.
Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Ход мастер-класса: (слайд №1)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Моё выступление мне бы хотелось начать с одной замечательной притчи: слайд №2
«Рассказывают, что однажды некий мастер стрельбы из лука Дрона повесил на дерево мишень для стрельбы, созвал своих учеников и спросил, что именно они видят.
«Мишень и дерево» — ответил первый»
«Мишень, дерево и небо» — ответствовал второй.
«Любимого учителя и мишень на дереве в окружении листьев» — почтительно промолвил третий.
«Учеников и учителя, собравшихся вокруг дерева с мишенью» — сказал четвертый.
Все остальные ученики высказывались подобным образом, и, слушая их, мастер все больше мрачнел. Наконец он со своим вопросом подошел к последнему ученику, неуклюжему и довольно нескладному парню.
— «Если честно — молвил этот ученик—то я, наверное, туповат. Потому как сколько не смотрю туда, вижу одну только мишень».
Мастер молча поклонился своему ученику, после чего повернулся к замершей в изумлении толпе и сказал:
— «Знаете, а ведь только он — единственный из всех вас действительно может стать Попадающим в Цель». Предлагаю вспомнить высказывание английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». слайд 3
Актуальность этого высказывания и притчи несомненны, так как мы работаем по новым федеральным государственным образовательным стандартам и наша задача научить детей добывать знания, а не получать их в готовом виде. Нам необходимо развивать УУД. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
В своём выступлении я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Этап целеполагания является одним из основных. Он позволяет учителю увидеть результат воздействия на уроке на обучающихся, выстроить четкий план урока.
Что же такое целеполагание? слайд 4
Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Тема моего мастер-класса: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»- Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приемы целеполагания) - А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приемы целеполагания, кому-то вспомнить) Цель деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому с моими учениками мы договорились о трех правилах постановки цели на уроке: слайд №5
Цель должна быть достижимой.
Цель должна быть конкретной
, четко сформулированной.
3.
Рефлексия в конце урока.
В конце урока мы обязательно возвращаемся к цели, зафиксированной на доске, и проверяем, достигнута она или нет.
Несколько лет я проработала по системе РО Занкова, поэтому в своей работе использую системно-деятельностный подход и методы РО. Для обучения школьников постановки цели на уроке я использую следующие приёмы.
Основные приемы целеполагания: слайд №6
Ситуация яркого пятна. слайды №7-8
Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие рыбы?».
При постановке цели урока развесить на доске картинки с изображением млекопитающих. Среди данных иллюстраций разместить одно изображение рыбы. Попросить выбрать один объект живой природы лишний в данной композиции и назвать цель урока.
Проблемная ситуация. слайд №9
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение неизменяемых имен существительных»
Записать на доске слова: кофе, какао, метро.Попросить обучающихся найти окончания данных слов. Сделав вывод о том, что у данных слов нет окончаний, поставить проблемный вопрос о том, как же изменяются данные слова по падежам. Затем определить цель урока.Ставить цели урока необходимо на его начальных этапах, чтобы обучающиеся понимали, какой результат они получат в его конце. На этапе подведения итогов урока, обучающиеся должны объяснить, какими знаниями они сегодня овладели, достигли ли поставленной цели урока. Только после этого можно считать выполненной дидактическую цель урока в начальной школе. (практическая часть)
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
Работа над понятием. слайд №10
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонения имен существительных».
При выполнении минутки каллиграфии на доске записать слово «Склонение» и попросить обучающихся объяснить его лексическое значение, воспользовавшись словарем. После этого сделать вывод о цели урока.
Исключение: урок окружающего мира по теме «Дикие животные» слайд №11
Подводящий диалог. Слайд №12
Пример: урок математики в 3 классе по теме: «Измерение площади геометрических фигур».
На начальных этапах изучения данной темы, находить площадь квадратов и прямоугольников обучают, разбивая данные фигуры на квадраты размером в один сантиметр квадратный. Затем подсчитывают их количество. Поэтому, при изучении правила нахождения площади фигуры, предлагается ситуация, в которой невозможно найти ее площадь, посчитав количество квадратных сантиметров обычным путем. Используя диалог, подвести к правилу нахождения площади геометрических фигур путем умножения длины на ширину.
Группировка. Слайд №13
Пример: урок русского языка в 3 классе по теме: «Глагол».
Записать на доске такие слова: смотрит, окно, рисует, картины, словарь, машина, играет.Попросить обучающихся поставить вопросы к словам и сгруппировать их, в зависимости от поставленного вопроса. Затем выписать слова, которые отвечают на вопрос: «Что делает?». Дать понятие «Глагол» и попросить озвучить тему и цель урока.
Домысливание. слайд №14
Пример: урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Откуда берутся снег и лед?»
Предложить обучающимся метод «Микрофон», чтобы высказать свои предположения по поводу происхождения снега и льда. Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, а затем формулируют цель урока самостоятельно или при помощи учителя.
Тема-вопрос. слайд №15
Пример: урок русского языка в 4 классе по теме: «Наречие».
Вначале урока провести словарный диктант. Записать данные слова: Магазин, обезьяна, желтый, прекрасный, аккуратно, быстро. Затем, предложить обучающимся поставить вопросы к данным словам и записать. Определить части речи. При работе со словами «аккуратно» и «быстро», обучающиеся зададут вопрос о том, что последние два слова не относятся ни к одной из изученных частей речи, так отвечают на другой вопрос. В этот момент и познакомить их с понятием «наречие», а затем попросить озвучить тему и цель урока.
Вывод.
Целеполагание не является индивидуальным действием одного человека. Это процесс взаимодействия всех участников деятельности. Ни у одного школьника не возникнет желания учиться, если он не осознал цели своей учебной деятельности, если не принял ее как личную, если не смог реализовать ее в дальнейшем в практической деятельности и жизни.
Таким образом, рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Всё изложенное мной выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В заключении необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
Желаю Вам здоровья и творческих успехов!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат