«Современные педагогические технологии:
практика освоения»
Моя педагогическая деятельность включает большой опыт преподавания предметов специального цикла по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве», что способствует оптимальному улучшению моей работы в качестве мастера производственного обучения по данной профессии. Главной целью педагогической деятельности считаю развитие личностных и профессиональных качеств будущих специалистов - это и является приоритетом в моей работе. Основополагающее направление моей педагогической деятельности – это повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности через формирование интереса качественного выполнения ими производственных задач на предприятиях.
Подведение итогов практической деятельности обучающихся на предприятиях всегда представляло собой отчёт об их деятельности в виде дневника и характеристики с предприятия, что отражало объективную качественную оценку, но не отражает эмоциональное отношение обучающихся к итогам практики. Я видела по окончании учебной или производственной практики их результаты, но мне хотелось узнать их личностное отношение к прошедшему периоду, чтобы ребята обменялись впечатлениями, рассказали о своих успехах и неудачах, проанализировали свою деятельность, построили планы на будущее.
В качестве примера проведения технологии я выбрала технологию «Подведение итогов», которую нашла для себя в учебно-методическом пособие «Эффективные технологии воспитания» авторов Лепневой О.А.,Тимошко Е.А (НИРО,2011г.).
В работу со студентами я включила написание небольшого рассказа о своей деятельностив период прохождения практики, выполнения тестовых заданий, коллективное обсуждение и дискуссию.
Организованная работа выстроились в технологию «Подведение итогов практики за 1 курс обучения», которую я применила в группе студентов, впервые прошедших обучение на производстве.
Основанием для проведения технологии является:
-обобщение итогов обучения;
-более глубокое изучение деятельности обучающихся, при прохождении учебной и производственной практики на предприятиях;
-умение анализировать свою деятельность;
-понимание сильных сторон и затруднений в процессе своей деятельности;
-умение прогнозировать саморазвитие.
Целью проведения технологии считаю - проанализировать итоги практической деятельности обучающихсяна предприятии через индивидуальное осознание, коллективное обсуждение, коллективный анализ.
1 этап «Осознание».
На этом этапе обучающиеся расположились в учебном классе за партами и им я предложиланебольшой тест «Цветокод», по результатам и анализу которого определила общее впечатление ребят от прохождения практики. Вопросы с вариантами ответов «Да» или «Нет». Ответ « Да» - зелёный цвет, жёлтый цвет, ответ «Нет» - красный цвет, чёрный цвет.
1.Понравилось тебе на практике?
2.Был закреплён за тобой наставник?
3.Много нового ты узнал для себя?
4.Доверяли тебе выполнять самостоятельно работу?
5.Хотел бы ты в будущем работать на этом предприятии?
6.Хотел бы ты в следующую практику проходить на этом предприятии?
7.Тебя ознакомили со структурой предприятия и режимом работы?
8.Твоя практика оплачивалась?
9.Знаешь ты полное название предприятия?
10.Совпали твои представления о практике с действительностью?
Целью данного тестирования было выявление эмоционального состояния студентов.
Далее на листках бумаги я попросила обучающихся написать о том, что они делали на практике.
У обучающихся это вызвало много вопросов. Я предложила им помощь. На доске открыла начала предложении, которые они могли закончить своими словами.
Варианты незаконченных предложений:
1. На практике я понял, что….
2.На практике я увидел….
3. На практике я смог…
4. На практике мне доверили…
5.Я узнал о предприятии…
По моим наблюдениям это несколько помогло ребятам сориентироваться и позволило им наиболее точно отразить свои впечатления на листах бумаги.Далее каждый зачитал содержание своих листочков, говоря о том, что он увидел, узнал новогоо предприятии, на котором проходил обучение.
Моей целью данного вида деятельности было настроить студентов на размышление о позитивных и негативных результатах прошедшего периода.
Во время перерыва я проанализировала 1 этап, сформировала собственное представление о том, как студенты оценили свой первый опыт работы на производстве, предложила ребятам разбиться на группы, в соответствии с тем, на каких предприятиях они побывали.
2 этап «Рейтинг интересных дел»
На этом этапе я предложила ребятам перейти в мастерскую, где подготовила рабочие места, соответствующие разным предприятиям, на которых они проходили практику.
Цель данного этапа – выработать коллективное мнение о новом виде учебной деятельности.
Я предложила ребятам подумать о технологических процессах, увиденных на производстве, обсудить их, выделить наиболее значимый и написать небольшой отчёт. В нём отразить свои впечатления.
В качестве дополнения предложила воспользоваться вопросами:
Расскажите о структуре и режиме работы предприятия.
Какое электрооборудование вы видели на предприятии? Для чего оно предназначено?
Что хотели бы изменить в процессе практики?
Какой рабочий процесс для вас был новым?
Какие установки вы увидели? Что вы о них узнали?
Какая работа особо запомнилась?
Что не понравилось в организации практики?
Расскажите о технологическом процессе, в котором вы принимали участие.
В результате студентами были подведены итоги их совместной деятельности, выработано коллективное мнение о том, какой производственный процесс наиболее запомнился и был для них интересен, какую пользу они вынесли для себя лично. Затем в каждой группе был выбран представитель, который на следующем этапе озвучит итоги обсуждения и мотивирует всех на дискуссию.
3 этап «Как сделать лучше?»
Для проведения этого этапа я попросила ребят перейти в класс, где стулья были расположены в общем кругу, состоялась дискуссия, которая перешла в доверительный разговор.
Цель - внести предложения по улучшению организации прохождения производственной практики, учитывая высказанные студентами мнения.
В процессе разговора использовался прием «Микрофон». Я рассказала правила общения в общем кругу («Уважения к оратору», «Регламент»).
Я предложила каждому студенту поразмышлять вслух о том как, учитывая личные и коллективные затруднения прошедшего периода, сделать лучше дальнейшую практическую деятельность. Для тех, кто испытывает трудности в построении речи, мною были предложены клише:
Я советовал бы проходить практику..., потому что...
Мне не понравилось..., поэтому...
Мне понравилось на практике...
Я узнал о том, что... и хотел бы...
Я бы не советовал...
Я бы хотел в дальнейшем увидеть...
Я думал, что...
Я представлял себе процесс... так, а оказалось...
На этом этапе я предложила ребятам сориентироваться на перспективу - как сделать лучше то, что им показалось негативным и внести свои предложения.
В процессе дискуссии я увидела, что каждому из них есть что рассказать, нет равнодушных к происходящему, выделила для себя их очень интересные суждения, зафиксировала, что некоторым из них захотелось не только услышать рассказ своих одногруппников, но и самим участвовать в интересных и познавательных видах работ. В результате дискуссии было высказано предложение, которое поддержали все присутствующие: в дальнейшем итоги работы на производстве отражать в виде фото или видеоотчёта. Проанализировав проведенное мероприятие, я смогла сделать вывод, что в целом производственная деятельность понравилась студентам, оставила у них яркие впечатления, но необходимо больше уделять им внимания со стороны наставников, которые за ними закреплены на предприятиях.
Результаты анализа высказанных студентами предложений я планирую использовать для корректировки будущих процессов практической деятельности обучающихся.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат