Селигеева Анастасия Ивановна,
МДОУ «Д/с «Дюймовочка»
Г. Абакан, республика Хакасия
«Технологии математического развития дошкольников: «Круги Луллия»
Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.
В XIII веке французский философ Раймунд Луллий создал бумажную машину виде бумажных кругов – кольца Луллия. Впоследствии авторы технологии ТРИЗ признали их очень эффективным.
Простота конструкции позволяет изготовить их своими руками и использовать в детском саду, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.
С помощью Колец Луллия решаю такие задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
- формировать у детей на наглядной основе умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- развивать умение разбирать состав числа из двух меньших чисел;
-формировать знания распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Что такое ТРИЗ? Как она учит детей смекалке и мыслить самостоятельно? ТРИЗ появилась на свет в 1946 году благодаря интеллектуальным усилиям советского ученого, изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Он начал изучать приемы чаще всего используемые изобретателями, их около 40 и все эти приемы легли в основу ТРИЗ.
В процессе решения ТРИЗ – задачи используется сразу несколько подходов:
-метод мозгового штурма;
-синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях);
-морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения).
Сюжеты для ТРИЗ – задач повсюду: например, как включить свет в комнате, если включатель находится слишком высоко. Чем раскатать тесто, если дома нет скалки. Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детский сад.
Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы пропускаем через себя гигабайты информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное – то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей.
Все это помогает реализовать круги Луллия. К данному пособию разработала дидактические игры: «Материал», «Какая часть фигуры закрашена», «Подбери цифру», «Найди часть», «Из чего состоит число» и др.
Кольца Луллия позволили мне, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательным и эффективным. Также помогает мне поддерживать интерес к изучаемому материалу.
На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Достоинство использования элементов ТРИЗ:
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление.
- развивает детскую фантазию;
- помогает формировать личность, способную предложить нестандартное решение.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей во всех образовательных областях.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат