Степанова Татьяна Михайловна,
Устюгова Валерия Олеговна
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
г. Черногорск, Республика Хакасия
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС
Только вместе с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям счастье.
В.А.Сухомлинский
На территории нашей необъятной страны проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой национальностью, образованием и социальным статусом в обществе. Перед всеми нами: и педагогами, и родителями стоит одна главная цель - это воспитание подрастающего поколения, наших будущих граждан. Всем известно, что сотрудничество с семьёй проходит красной нитью через многие нормативные документы в нашей стране. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте сотрудничество с семьёй выделено основным принципом. Задача состоит в обеспечении психолого-педагогической поддержке семьи и повышении компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей. Также на территории нашей страны реализуется национальный проект образования, который рассчитан на 2019 – 2024 годы, одной из целей которого является создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания. Казалось бы, что все нормативные документы нацелены на одно: на сотрудничество и взаимодействие с семьёй. Но Федеральный закон об образовании в Российской Федерации определяет родителей несовершеннолетних как имеющих право на преимущественное обучение и воспитание детей перед всеми другими органами и социальными институтами. Этим пользуются многие педагоги, говоря, что основная ответственность лежит на родителях и безусловно они правы в этом. Но не стоит забывать, что тот же Федеральный закон говорит, что мы должны оказать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении здоровья учеников, то есть таким образом, всё-таки современный педагог должен обладать рядом компетенций по установлению взаимодействия с родителями, установления партнёрства, сотрудничества. И вот именно на этом этапе - установления взаимодействия с родителями у многих педагогов возникают трудности. Как установить это сотрудничество? В первую очередь нужно определить для себя, что же такое партнёрство. Партнёрство - это сотрудничество, а не наставничество, это общение на равных, так как семья – это по сути очень индивидуальное общественное образование, поэтому взаимодействие с родителями нуждается в адресном, личностном подходе к каждому человеку. Важно иметь в виду, нам как педагогам, запросы родителей, в чём они испытывают нехватку знаний и возможно практических умений. А для этого надо представлять себе их уровень образования, культуры и отношение к воспитательной деятельности. Так вот, как бы две стороны не пытались уличить друг друга в некомпетентности: педагоги обвиняют родителей, родители обвиняют педагогов, но мы должны помнить, что цель нашей совместной работы - партнёрская, взаимодействие – это воспитание ответственной, гармоничной личности ребёнка. Об этом говорил наш президент В. В. Путин в майском указе 2018 года: «Воспитание гармоничной личности ребёнка является главным приоритетом всей системы образования». Так вот, мы можем помочь реализовать эту цель только в сотрудничестве друг с другом. Потому что, наша цель – это ребёнок. Родители не могут быть врагами, оппонентами, а мы не можем быть только наставниками. Мы можем передать свой опыт и принять их опыт, но как это сделать? Существует множество форм взаимодействия, приёмов и методов для достижения цели по установлению партнёрства.
Можно выделить 4 направления работы:
- информационно-аналитическое;
- наглядно-информационное;
- познавательное;
- досуговое.
Информационно-аналитическое направление. Оно позволяет выявлять интересы, запросы, потребности родителей, уровень их педагогической грамотности. Это проходит через такие формы работы как анкетирование, тестирование, опрос родителей. С этими формами знакомы многие педагоги.
Наглядно-информационное направление. Направление, которое даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Данное направление включает оформление родительского уголка, тематические фотовыставки, выставки продуктивной деятельности детей. Казалось, всё это традиционно и знакомо всем педагогам, но часто мы сталкиваемся с тем, что родители порой не обращают внимания на нашу наглядную информацию. Как же быть в такой ситуации? Как сделать информацию, которая заинтересует родителей? В этом как раз и помогут следующие формы работы: родительский уголок, фотовыставки, выставки продуктивной деятельности, тематические стенды, выпуск газет, объявления и реклама.
Познавательное направление. Это самое обширное направление работы. Оно позволяет повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования школьников. Это направление включает обширное количество форм работы. Цель данного направления: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Для этого направления характерны следующие формы работы: групповые собрания и консультации, индивидуальные беседы, совместные экскурсии, различные «пятиминутки», выставки совместной продуктивной деятельности, открытые смотры образовательной деятельности, совместное создание предметно-развивающей среды, проектная и экспериментально-исследовательская деятельность, мастер-классы, клубные часы.
Досуговое направление. Это самое интересное направление, которое позволяет родителям принять участие в подготовке и проведении праздников, развлечений. Целью данного направления является установление доверительных отношений с ребёнком и педагогом. В целом, форм работы с родителями можно придумать множество, и это разнообразие только приветствуется. Однако педагог должен определить для себя, какие из них будут традиционными, определяющими в создании сотрудничества, в повышении педагогической культуры родителей, а какие в сочетании с основными послужат углублению, конкретизации полученных знаний, выработке на основе их соответствующих умений и навыков.
Закончить хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат