Как говорят наши дети?
Речь ребенка не возникает сама собой, и она не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
С момента рождения, до поступления в школу ребенку предстоит научиться, правильно произносить все звуки, слова, объединять слова в предложения, овладеть связной речью, накопить достаточный для общения и обучения словарный запас слов.
Понимание ребенком речи окружающих развивается, по законам образования условных рефлексов. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями. Речь развивается на основе подражания взрослым. Это наиболее легкий путь, при подражании под действием примера, происходит прямое усвоение навыка, путем непосредственного повторения речи окружающих. От стадии бессознательного и мало осознанного подражание постепенно переходит в осознанное. Очень важно в это время является умение взрослых вызвать у ребенка желание говорить.
Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук, с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понято малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет, или действие. Если ребенок сам чем-то заинтересовался - назвать несколько раз то, что он видит.
Только так можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово, или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить и малыш будет охотнее разговаривать и общаться с окружающими.
Благотворно влияет на развитие речи малыша пример старших детей. Поэтому необходимо всячески поощрять совместные игры и общение старших детей с младшими, важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно.
Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти - важное условие формирования правильной речи. Развитию правильного звукопроизношения способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат как пчелы, кукуют кукушкой, тикают, как часы, мычат, как коровы и т.д. Родителям маленьких детей необходимо читать сказки, легкие для понимания рассказы, стихи, а после попросить малыша воспроизвести - пересказать услышанное. Необходимо разучивать стихи. Таким образом, развивая речь и память ребенка.
Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой культуры речи, он функционирует уже с первых часов жизни ребенка. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление, или ускорение темпа. К шести годам, дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги, или слова с заданным звуком, из группы других слов.
Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в свои силы. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат