Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Работа №26776

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Севостьянова А.А.

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №23 саврово»

Изотова Е.Н.

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида», галуйки

Литвинова Л.Ф.

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №23 саврово»

Сивцева А.М.

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №23 саврово»

 

В статье рассматривается основная цель, задачи, направления и содержание коррекционно-развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР 5-6 лет.

 

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, коррекционно-развивающая деятельность, общее недоразвитие речи.

 

Формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Поступление в школу является значимым этапом в жизни, как здорового ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и серьезно влияет на социальную ситуацию детского развития. С 2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подтверждается, что дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование [2].

Актуальность проблемы подготовки детей с ОВЗ, и в частности с общим недоразвитием речи (ОНР), к овладению письменной речью обусловлена тем, что в реальной практике обучения первоначальным навыком чтения и письма дошкольников с ОНР обнаруживаются серьезные проблемы. Основной причиной их возникновения является то, что при формировании фонетической стороны речи не в полной мере учитывается специфика функционирования и дальнейшего развития письменной речи. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет своевременно предотвратить, либо смягчить не только первичные, но и вторичные по характеру нарушения, связанные с отклонениями в психическом развитии и взаимодействием с окружающим миром.

Необходимо отметить, что дети с системными нарушениями речи составляют группу риска по возникновению нарушений письменной речи (дислексия и дисграфия). Для предупреждения такого рода нарушений, дети с ОНР должны овладеть необходимыми предпосылками к овладению первоначальными навыками чтения и письма в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

Цель коррекционно-развивающей деятельности – создание условий для предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, обеспечивающих необходимый и достаточный уровень подготовки к усвоению образовательных программ начального общего образования с учетом их психоречевых и индивидуальных особенностей.

Задачи коррекционно-развивающей деятельности:

раннее выявление нарушений письменной речи;

формирование основ грамоты;

предупреждение специфических нарушений в овладении письмом и чтением;

формирование предпосылок к учебной деятельности;

развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы;

организация совместной деятельности с родителями воспитанников;

организация совместн

ой деятельности с педагогами ДОО

.

Структура коррекционно-развивающей деятельности состоит из 3 направлений, в которых раскрываются основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР:

1 направление - диагностическая работа, которая обеспечивает своевременное и раннее выявление предрасположенности детей к нарушениям письменной речи;

2 направление – коррекционно-развивающая работа, которая обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР, способствует предупреждению нарушений письменной речи;

3 направление - информационно – просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с предупреждением нарушений письменной речи у детей с ОНР, их родителям и педагогическим работникам.

Диагностическая работа проводится по методике раннего выявления А.Н. Корнева [1]. Диагностика проводится 3 раза в год (стартовая, промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики на каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая деятельность организуется в виде индивидуальных, групповых и подгрупповых форм коррекционно-развивающей.

Основное содержание коррекционно–развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР представлено 3 периодами.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь):

Совершенствование навыка различения речевых и неречевых звуков.

Совершенствование навыка определения источника звука.

Различение звуков, далеких и близких по звучанию.

Формирование понятий

звук, гласный звук, согласный звук.

Формирование понятия

звонкий согласный звук, глухой соглас

ный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук.

Формирование умения различать на слух изучаемые согласные зву

ки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов; подбирать слова на заданный согласный звук.

Формирование навыка анализа и синтеза звуковых сочетаний, например: ау, уа.

2 период (декабрь, январь, февраль):

Дальнейшее закрепление понятий

звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Дальнейшее совершенствование умения различать глас

ные и согласные звуки.

Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.

Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мяг

кость в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствование навыка анализа и

синтеза

закры

тых и открытых слогов, слов из трех звуков

(ах, хо, уха, ухо).

3 период (март, апрель, май):

Дальнейшее закрепление понятий

звук, гласный звук, со

гласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мяг

кий согласный звук, твердый согласный звук.

Закрепление представления о слогообразующей роли глас

ных звуков.

Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердо

сти-мягкости в ряду зву

ков, слогов, слов.

Совершенствование умения определять место звука в слове.

Совершенствование умения подбирать слова на задан

ный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Совершенствование навыка анализа и

синтеза

закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков

(ах, хо, уха, мак, кит, кот).

Информационно-просветительская работа предполагает тесное взаимодействие учителя логопеда с педагогами и родителями. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей:

а) фронтальные: родительские собрания, круглые столы, мастер-классы, дни открытых дверей и др.

б) индивидуальные консультации.

Таким образом,  целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР 5-6 лет может оказать существенное влияние на качество готовности детей к обучению в школе и должно осуществляться не только силами специалистов в рамках коррекционно-развивающей деятельности, но и в семье.

Список литературы

Нарушения чтения и письма у детей : (диагностика, коррекция, предупреждение) : учеб

.-

метод. пособие / А. Н. Корнев. – 2-е изд.,

перераб

. и доп. – СПб. :

МиМ

, 1997. – 284 с.

Федеральный 

закон

 «

Об

 

образовании

 в 

Российской

 

Федерации

». — М.: Омега — Л., 2018.  - — 134 с. 

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 Ч. Первый год обучения (старшая группа) -

.

М: Альфа, 1993. – 367с. 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×