О приоритете духовно – нравственного образования
в современном мире
Истомина Н.С.,
тренер самопознания филиала АО «НЦПК
«Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»,
Дрога В.М.,
учитель самопознания КГУ «Арзамаской средней школы,
Узункольского района
Стремительное развитие человеческого общества открывает множество условий для физического и интеллектуального развития, увеличения благосостояние людей. Это дает повод для оптимизма. Сегодня человечество является огромной силой, появившейся благодаря развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба нашей планеты зависит от людей, потому что сегодня человек имеет технократическую власть над природой, тем самым оказывая на нее большое губительное влияние. Высокий уровень интеллектуального потенциала снижает нравственные качества людей, усугубляет опасные ситуации: создает индивидуальные, социальные и экологические и кризисы. Мир охвачен террористическими актами, войнами, ростом самоубийств, увеличением количества детей-сирот при живых родителях, болезнями, обездоленными пожилыми людьми и загрязнением окружающей среды.
Вхождение человечества в третье тысячелетие отмечено пониманием опасности интеллекта оторванного от нравственных постулатов с искаженными духовно – нравственными ориентирами. Огромное количество различных положительных и отрицательных источников воздействует на развивающийся интеллект, душу и чувства ребенка. К большому сожалению, образование сегодня не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности. Главный упор в сегодняшнем образовании делается на интеллектуальных достижениях, количественных показателях, рейтингах, получении хороших оценок. Образование сегодня ориентированно на передачу информации, которой ученики они должны воспользоваться на экзамене, а эта информация сразу забывается после экзамена. Так же ученики не могут правильно использовать огромные объемы знаний и поступающей информации и, что с ней делать!
Отсюда вытекает вопрос: так что же тогда является целью образования, если большую часть того, чему мы учим, так быстро забывается?
Сегодня зачастую современное образование ставит своей целью успешность в приобретении высокого социального статуса и материальных благ, не давая возможность понять какой ценой может быть достигнут успех, принесет ли он ему счастье и что такое истинное счастье человека. Имеющаяся реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, говорит о повышении приоритета материального благополучия и снижение нравственных ценностей подрастающего поколения.
Но несмотря на имеющиеся проблемы выход все - таки есть! И он заключен в изменении качеств человека и воспитании «нового гуманизма», который включающего глобальность, любовь к справедливости, отвращение к насилию.
Как писала С. А. Назарбаева, в своей книге «Этика жизни», отвечая на вопрос каким должно быть образование «… считается, что главная цель образования — научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза». В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить, добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимость и милосердии».
Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь. Цель образования заключается во всестороннем целостном, гармоничном развитии ребенка. В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать, высшую нравственно-духовную природу ребенка.
Выдающийся казахский мыслитель и просветитель Шакарим Кудабердиев предлагал ученым разработать и ввести обязательную «науку Совести». Сегодня мечта Шакарима Кудайбердиева, великого сына казахской земли, осуществилась через введение дисциплины «Самопознания» и разработку уникальной программы нравственно- духовного образования «Самопознание».
В своих наставлениях он писал: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем... С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения». Как точно и мудро сказано!
Нравственно - духовное образование - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Молодые люди, входящие во взрослую жизнь на пороге нового века, должны не только иметь хороший интеллектуальный потенциал, обладать творческими способностями и быть нравственно устойчивыми в различных жизненных ситуациях современного мира. И самое главное они должны понять свою миссию и цель в жизни через самопознание и мудрость предыдущих поколений. Развивая в себе общечеловеческие ценности: истину, любовь, праведное поведение, покой, ненасилие, и применяя эти ценности на практике делают человека по-настоящему образованным.
Сегодня не так важны новые средства и методы воспитания, сколько понимание важности гармоничного развития двух аспектов образования, соединение интеллектуального (внешнее образование, образование для ума) и духовно – нравственного образования (внутреннее образование, образование для сердца) в одну прекрасную гармонию. И дать возможность учащимся получать целостное образование, включающее внешнее и внутреннее образование, где затронуты все аспекты человеческой личности - гармоничное развитие ума, рук и сердца. Это позволит развивать уравновешенную, гармоничную личность, ее духовно – нравственные качества, претворение их в практике жизни через единство мыслей слов и дел.
Мировоззренческой основой интеграции нравственно-духовного образования учебных дисциплин является понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. В окружающем мире она проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок и гармония, а в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.
Интеграция духовно-нравственного образования в предмет — это прежде всего, оживление знания, выявление его духовно-нравственной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
Как говорит Ш.А. Амонашвили: «Любой школьный предмет должен воспитывать нравственность ребёнка».
Главное не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие личности через изучение предмета
Самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.
Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования и составить единое целое во всем, чему мы учим.
В процессе нравственно-духовного образования должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя, как субъектов собственного духовного поиска. Изменяя педагогическое сознание на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе.
Литература:
Абай Кунанбаев. Полное собрание сочинений в 2-х томах. – Алматы: Наука, 1977 – Т.1,2.
Абай Кунанбаев. Слова назидания. – Алматы: Жазушы, 1970.
3.Амонашвили Ш.А. Как любить детей / Основы гуманной педагогики. В 20 кн. – М.: Амрита, 2012.
4.Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита-Русь, 2012.
5.Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
6.Құдайбердиев Ш. Шығармалары / Құрастырған М. Жармұхаметов, C. Дәутов. – Алматы, 1988. – 560.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат