4-К- как составляющие профессионализма учительства
Климбей Л.В.
Тренер по обновлению
содержания образования
ФАО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области
Казахстан
Одним из известных шагов в инновациях образования является развитие компетенций.С прошлого века специалисты в области развития персонала пытались измерить ключевые компетенции. Давосские компетенции , или компетенции 2020,провозглашенные в 2016 году- 10 востребованных навыков и качеств человека. Отсюда берет свое начало модель - 4К- характеристики , начинающиеся на букву «К» - критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командная работа.
В Послании президента Республики Казахстан «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» акцент делается на внедрении в образовательную среду инновационных технологий обучения, которые отвечают современным требованиям информационного общества: мобильность, креативность, коммуникабельность, точечность, динамизм. [1c.1]. Развитие навыков 4 К заслуживает особого внимания так как именно педагоги призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения. Чтобы воспитать кадры будущего, учитель должен быть кадром будущего.
При осуществлении педагогической деятельности учитель выбирает способы и формы организации профессиональной деятельности. А сегодня мы говорим о том, что педагог должен уметь работать в команде и формы профессионального сотрудничества учителей могут быть: методические секции, ассоциации учителей, системная работа по совместному планированию, менторство. Ментор- наставник, менторство- взаимодействие опытного человека, имеющего успешный опыт в преподавании. Важно уметь взаимодействовать не только на уровне своей школы, но и района, города, области. Развитое командное сотрудничество приведет к ассоциациям учителей, работающих инновационно. Кроме коммуникативной компетенции широко прорабатываются вопросы развития креативности и критического мышления. Креативный учитель до недавнего времени считался тот, кто составил сценарий мероприятия или провел нестандартный урок. Обновленная программа образования, внедренная в 2016 году направлена на развитие широких навыков, навыков анализа, синтеза и оценки. Учебно- методический комплекс разработан на развитие речевых навыков математической, читательской, естественно- научной грамотности. Поэтому подходы, стратегии обучения учитель пересматривает с первого класса. Развитие гибкого навыка – креативность – необходимо каждому учителю предметнику. Учитель, владеющий психолого-педагогическими знаниями и являющийся профессионалом, должен быть способным сформировать навык у обучающихся стать самостоятельными, творческими, уверенными, а самый ключевой навык – быть конкурентоспособным в глобальных изменениях экономики стран. В условиях адаптации внедренных программ и активного поиска инновационной модели школы, формируется новый образ учителя-консультанта, коммуникатора, креативного исследователя, новатора. Перед учителем ставятся задачи:
- решать творческие задачи, умение панорамно мыслить, формирование проектного мышления. Сегодня учитель должен быть мобильным, а именно развивать умения принимать решения в ситуациях недостатка времени.
- проявлять лидерские качества- это блок деятельностных способностей учителя. Важно уметь управлять собой, а это организаторские способности, мимика, жесты, речь. Умение выступать публично, грамотно излагать мысли, увлечь аудиторию, презентовать - это блок личностных качеств учителя, или коммуникативные способности. [2, C 24]
- способным развивать навыки softskills у обучающихся или внедрения модели 4 К. Это блок можно определить, как зону ответственности учителя и педагогики в целом. Выделить наиболее важные компетенции для успешной профессиональной деятелности данной модели невозможно. Наиболее сформированные навыки у практикующих учителей являются компетенции вести диалог и управление обучающимися.
Ожидаемый результат развития данных навыков - способность самостоятельно упорядочивать свое познание в разных жизненных ситуациях. Цель данной системы: создание благоприятной образовательной среды для развития и формирования личности ученика, освоившего основы широких навыков: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникативных технологий. В данной среде у учителя проявляется потребность в активной деятельности, проведение исследования, погружения в тему самообразования, активному умственному труду.
К сожалению значимые навыки, такие как эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность не закреплены в программах педагогических Вузах, что позволяет предполагать об отсутствии целенаправленной работы по подготовке данных навыков в процессе обучения будущих учителей.
Таким образом, профессиональная деятельность, межшкольная деятельность должна смещаться в сторону саморазвития, самообразования.
Литература:
Послание Президента Республики
Кахзахстан
Н.Н.
Назрбаева
народу Казахстана.5 октября 2018г.
Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В. И.
Турковский
. Витебск: Изд-во УО «ВГ
У им. П. М.
Машерова
», 2007. 24
с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат