муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
Детский сад КОМБИНИРОВАННОГО вида №28 «Цветик-семицветик»
Конспект
деловой игры для педагогов МБДОУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОМЫСЛАМ»
Составила и провела
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 28»
Седых Елена Владимировна
Г.о. Балашиха
Деловая игра для педагогов МБДОУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОМЫСЛАМ»
Цель:
Совершенствование работы ДОУ по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений декоративно-прикладного искусства, формирование элементарных представлений о видах декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по методике ознакомления детей с произведениями декоративно – прикладного искусства;
-Установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию творческих способностей детей;
- Создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;
- Стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты; испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов; проникаются уважением к народному мастеру, создавшему произведения декоративно - прикладного искусства; стремятся самим научиться создавать прекрасное.
Ход игры:
Педагоги делятся на 3 команды:
Представление команд
–
представляются название и девиз команды
(каждое представление оценивается по 5-ти бальной системе)
Разминка
(каждый ответ
оценивается по 3-х
бальной системе)
:
С какого возраста мы начинаем знакомить дошкольников с произведениями декоративно – прикладного искусства
?
Ответ:
С первой младшей группы мы знакомим детей с дымковскими и богородскими игрушками, с матрешкой.
Чем пользуются дети при рисовании элементов народного декоративно-прикладного искусства?
Ответ:
Лучше всех подходит гуашь, т.к. она позволяет накладывать один цвет на другой., но используется и акварель при приеме «мазок с тенью».
С какого возраста мы учим детей составлять узоры на объемных формах?
Ответ:
Со старшей группы – дети могут расписывать вылепленные из глины или сделанные из папье- маше фигуры (птицы, лошадки, посуду), а в средней группе дети могут расписывать вылепленные ими из пластилина силуэты игрушек.
Этапы ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством
?
Ответ:
1 этап – Знакомство детей с видами ДПИ;
1 этап – Обучение детей декоративному рисованию;
3 этап – Формирование детского творчества
Какие нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с дошкольниками при обучении декоративному рисованию?
Ответ:
Рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном или печатками из ластика и т.д.
Какие дидактические игры и игровые упражнения можно использовать при обучении дошкольников декоративному рисованию?
Ответ:
Д/и по различению видов ДПИ: «Парные картинки», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино»; игровые упражнения «Дорисуй элемент». «Выложи орнамент по образцу», «Подбери по цвету», «Составь узор», «Придумай элемент».
В интеграции с какими видами деятельности или образовательными областями мы знакомим детей с ДПИ?
Ответ:
- С речевым развитием (чтение народного фольклора, пословиц, поговорок);
- С художественно – эстетическим развитием (русские народные песни, мелодии, танцы, фольклор);
- С физическим развитием (рус.нар. подвижные игры «У медведя во бору», «Как у наших у ворот», «Карусель» и т.д.);
- С изобразительной деятельностью (лепка, аппликация).
8. Что представляет из себя прием «двойной мазок», позволяющий передать и цвет и оттенок, и в каком промысле он используется?
Ответ:
На кисть набирается гуашь, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем другую краску и примакиванием рисуем нужный цветок (Жостово).
9. Что представляет из себя прием «мазок с тенью», позволяющий передать и цвет и оттенок, и в каком промысле он часто используется?
Ответ:
На кисть набирается акварель и всей кистью делается мазок, который за счет разного нажима на кисть имеет разную яркость (Гжель). Хотя в детском саду этот прием почти не используется из-за сложности выполнения.
«
Особенности подбора
народной игрушки и видов декоративно – прикладного искусства по возрастам
»
(каждый ответ оценивается по 5-ти бальной системе):
Каждой команде предлагается написать, в какой возрастной группе мы знакомим детей с представленными видами ДПИ:
Напишите, в какой возрастной группе
мы знакомим детей с
дымковскими игрушками, деревянными игрушками и игрушками- забавами
богородских
мастеров, матрешками
?
Задачи: Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др., видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять отдельные элементы узоров народной игрушки, их цвет. (младшая)
Напишите, в какой возрастной группе
мы знакомим
или продолжаем знакомить
детей
с
дымковскими,
филимоновскими
, тверскими глиняными игрушками, матрешками,
богородскими
игрушками
, городецкими изделиями
?
Задачи: Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме). Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам. (средняя)
Напишите, в какой возрастной группе
мы знакомим
или продолжаем знакомить
детей
с
каргопольской
,
абашевской
игрушкой и др., а также с предметами и образцами разных промыслов
(городецкая,
каргопольская
, гжельская, дымковская,
филимоновская
,
П
олхов
–
М
айданская
роспись и др.
)
?
Задачи: Учить составлять узоры с характерными растительными элементами. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, чашка, солонка и др.), использовать для росписи бумагу в форме одежды, головных уборов (кокошник, платок, свитер) и предметов быта (салфетка, полотенце).
(старшая)
Напишите, в какой возрастной группе
мы знакомим
или продолжаем знакомить
детей с
образцами
гжельской, хохломской,
жостовской
, городецкой росписи, с дымковской,
филимоновской
игрушкой, с росписью
Полхов
- Майдана, мезенской росписью, кружевом, лоскутной техникой
?
Задачи: Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. Знакомить с русским народным костюмом. (подготовительная)
Что мы знаем о народных промыслах?
(каждый ответ оценивается по 5-ти бальной системе)
Каждой команде предлагается рассказать о цветовой гамме и особенностях материала, из которых изготавливались изделия:
г
жель
;
дымка;
городец
;
каргопольская
роспись;
филимоновская
роспись;
хохлома;
жостово
.
Ответ:
Гжель
– белая и красная глина,
неизменно
белый фон,
узоры и орнаменты составлены смешением белой и синей
кр
а
ски.
Дымка
– красная
глина, перемешанная с песком. Изделие покрывают белилами (мел с молоком)
. Краски:
с
иний, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый
, сусальное золото. Все цвета имеют символичное значение:
Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.
Городец
–
г
ородецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора.
Цвета
узоров
:
красный, зеленый,
синий и черный
.
Каргопольская
роспись
– посуда и игрушки из
красной
глины.
Цвета: фон – белила, роспись -
зеленый, голубой, красный, черные цвета
. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная.
Филимоновская
роспись-
о
собенность
филимоновской
глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.
Т
ри основных цвета – красный, жёлтый и зелёный.
Хохлома
-
ручная роспись по дереву и национальный орнамент, известный
своими яркими цветочными узорами.
Стиль и орнамент отличаются красным и золотым цветом по черному фону и эффектом, делающим деревянную посуду и мебель тяжеловесной на вид, как бы металлической. Хотя изделия деревянные, они выглядят как позолоченный металл.
Вырезанные или выточенные из дерева изделия грунтуются жидким глинистым раствором и промазывается маслом из льняного семени. На следующем этапе изделие покрывают сохнущим маслом и просушивают. Этот шаг повторяется 3-4 раза. Следующий этап - лужение, или полировка металлическим порошком. Изначально изделие покрывали оловянным порошком, в результате чего создается равномерная серебристая поверхность. Сегодня алюминиевый порошок успешно заменяет олово.
По металлизированному покрытию,
серебристому фону, пока не золотому, кистью наносится цветочный узор термостойкими красками. После росписи изделия покрывают лаком и обжигают в печи. Высокая температура, спекая желтый лак с ранее нанесенным грунтом, превращает изделие в ярко-золотое.
Жостово
–
роспись по металлу (ранее по дереву). Цвета растительных узоров:
по
черному
или красному фону
пшеничный цвет, красный, голубой, лазурный, желтый, з
олотой, коричневый, оранжевый, белый, зеленый, синий.
«
Знатоки росписи.
Назови элементы представленной росписи»
(ответ оценивается по 5-ти бальной системе)
Капитанам команд предлагается выбрать из большого короба натуральный объект хохломской, городецкой, гжельской или жостовской росписей, определить роспись и назвать ее характерные элементы.
Ответ:
Хохломская роспись
- листочки, ягодки (малинка, крыжовник, рябинка, смородинка, клубничка, брусничка), зав
иток, капельки, кустики,
осочки
, пряник.
Городецкая роспись
– цветы (розы, розаны, купавки, ромашки, бубенчики,
листики
, кустики
).
Сюжетные композиции – тройка лошадей, птицы, люди, пейзажи.
Гжельская роспись
– широкая и узкая полоса, кустик, точка, волна, лепесток, сетка, листок, бордюры, капельки, цветы и веточки из капелек, веточки, мазок с тенью.
Жостовская
роспись
–
цветы и бутон
ы, как существующие, так и несущ
еству
ю
щие в природе, веточки, листья.
«Выбери элементы узоров по типу росписей»
(ответ оценивается по 10-ти бальной системе)
Командам предлагаются рисунки с изображением элементов 4-х росписей: хохломской, городецкой, гжельской, жостовской. Определить, где какая роспись и проставить цифры.
Конкурс капитанов
«
Пазлы
«Кто
быстее
соберет узор»
(ответ оценивается по 5
-ти бальной системе)
«Кроссворд» (за каждое правильно разгаданное слово - по одному баллу, команда, закончившая первой - + еще один балл)
.
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?
(синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе
Полховский
Майдан.
(дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
(глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.
(
жостово
)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.
(золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново,
Каргополья
.
(игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в
Каргополье
.
(гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских,
каргопольских
,
филимоновских
мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести?
(скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.
(прялка)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Практическое задание «Распиши трафарет» (
задание оценивается
по 10-ти бальной системе)
Командам предлагаются трафареты жостовского подноса, хохломской чугунка, городецкого туеска. Команды расписывают трафареты согласно росписи.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат