Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Наследие-это исторический опыт народа, это явление его духовной жизни, культуры, быта, это достояние прошлого, которое мы должны не просто воспринять, но и передать следующим поколениям. Связь между прошлым, настоящим и будущим важна, элементы прошлого должны сохраняться и переходить в настоящее и будущее, так из рода в род передаются традиции, обычаи, ценности, так мы всегда помним о своем культурном прошлом. Этнокультурная идентичность формируются у ребенка уже в первые годы жизни. Особое значение имеет получение этнических знаний и освоение традиционной культуры и истории детьми дошкольного возраста. Семья и непосредственное социальное окружение могут помочь ребенку в этом. Приобщение детей к истокам родной культуры способствует не только расширению их представления о ней, но и всесторонне их развивает.
В раннем детском возрасте ребенок проявляет интерес к устному народному творчеству: сказкам, песенкам, потешкам, обращает внимание на подвижные игры. Так ребенок начинает приобщаться к истокам своей национальной культуры, задача родителей на этом этапе – сохранить и укрепить тягу ребенка к ней.
В дошкольном возрасте ребенок уже должен знать краткое содержание любимых сказок, быт и традиции своего народа, песни, частушки, загадки, и без помощи взрослых уметь о них рассказать. Ответственными за развитие ребенка на этом этапе могут быть не только родители, но также и специалисты дошкольных общеобразовательных учреждений - воспитатели, методисты, музыкальные руководители.
Стоит также отметить, что немаловажен возраст ребенка, поступающего в дошкольное общеобразовательное учреждение. По личному решению родителей ребенка или в силу каких-либо обстоятельств дети оказываются в ДОО в абсолютно разное время, будь ребенку два года или 5 лет, некоторые из них вообще не переступают порог таких учреждений. Конечно, если ребенок является воспитанником ДОО, специалисты так или иначе, независимо от возраста самого ребенка(2-7 лет), пусть и в неравной степени делят ответственность за его развитие вместе с родителями, роль которых все же важнее. Воспитатели, методисты и прочие специалисты содействуют развитию ребенка, родители - его направляют. Но главное остается неизменным, взрослые – это проводники ребенка в мир еще неизвестной ему культуры, именно от взрослых зависит формирование этнических ориентаций детей. В современном российском обществе причины проблем, связанных с познанием детей о национальной культуре, стоит искать в степени познания о ней взрослых. Если взрослые не имеют представления о национальных праздниках, традициях и обычаях, как они могут познакомить с ними ребенка? Решением этой проблемы может быть возрождение преемственности поколений. В воспитании ребенка, в его приобщении к родной культуре стоит помнить о том, что крайне важно сохранить связь между старшими и младшими поколениями. Каждое поколение имеет свой ценный опыт и идеи в культурном развитии, младшим поколениям стоит обращать на них внимание, перенимать, но не игнорировать. Если в воспитании ребенка наряду с родителями участвуют бабушки, дедушки - это пойдет ребенку только на пользу. Мамы могут петь малышам новые колыбельные и рассказывать новые сказки, но бабушка обязательно расскажет русскую народную сказку, споет колыбельную из своего детства, а дедушка научит играть в «Салочки». Не каждый современный ребенок расскажет нам «Репку» или «Гуси-лебеди», но многие дети научат пользоваться гаджетами и расскажут о новом видео на YouTube. Эта еще одна из проблем, с которой мы можем столкнуться в приобщении детей к национальной культуре. Гаджеты вытесняют книги, они отнимают у детей детство. Но никто другой, кроме нас взрослых, не может повлиять на эту ситуацию, мы должны понимать, что уровень познания детей о национальной культуре и их развитие зависит именно от нас, и все мы должны чувствовать эту ответственность.
Проанализировав урoвень знаний детей в нашей группе, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы представления о русской национальной культуре.
В своей работе, в качестве основных средств направленных на приобщение детей к истокам народной культуре, мы использовали: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, народные игры. Так же знакомим детей с народной декоративной росписью в игровой форме: «Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русская матрёшка», «Русские народные игры». Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников и тематических дней: «Осенняя ярмарка», «Рождественская выставка», «Масленица», «Пасха». На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещотках, погремушках, свистульках, дудках.
Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет).
Так же в своей работе мы уделяем особое внимание во взаимодействии с родителями: в уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОО. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Используемая литература:
1. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.
2. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский - М.: Полиздат, 1988 С.204.
3. Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой/ Е.И. Шаламова // Дошкольная педагогика. - 2009. № 7
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат