Индивидуальный урок в обучении детей технике и тактике спортивного арнис
Индивидуальный урок является основным средством обучения в фехтовании и практически не используется в других видах единоборств. Пожалуй, единственными аналогами можно считать работу на лапах в боксе и на падах в муай тай. Тем не менее, занимаясь спортивным палочным и спортивным ножевым боем, было бы правильно включить в тренировки этот методический прием (или, хотя бы, его элементы).
Что же такое индивидуальный урок? Вот, что пишет об этом В.А. Аркадьев: «Индивидуальный урок – это организованный педагогический процесс, проводимый преподавателем (тренером) с одним занимающимся. Характерной чертой индивидуального урока являются активные действия преподавателя, который в ходе урока выступает в роли действующего, а иногда бездействующего противника. Вследствие этого обучение и тренировка носят характер, свойственный самой природе фехтования, то есть они проводятся в обстановке единоборства, подчас максимально приближенной к боевой. В зависимости от цели урока и уровня подготовленности занимающегося, преподаватель создает различные боевые ситуации, в которых ученику приходится действовать с максимальным использованием своих физических, технических и тактических возможностей» [1].
Так что же может дать индивидуальный урок при занятиях спортивным арнис? Начнем с того, что если мы занимаемся с физкультурно-оздоровительными целями или изучаем арнис (эскрима) как традиционное боевое искусство, то в индивидуальном уроке нет никакой необходимости. Другое дело, если преследуются цели научить применять изученные техники в поединке, особенно в спортивном.
Наверное, каждому тренеру знакома ситуация, когда ученики «отказываются» правильно выполнять технику, а при работе над тактикой поединка стремятся любое упражнение превратить в свободный бой. Как правило, показы правильных вариантов выполнения упражнений и приемов, объяснений почему надо делать так, а не иначе, замечания и т.п. имеют низкий эффект. И действительно, в групповом уроке очень трудно исправить подобные недостатки. Конечно, можно было бы встать с учеником в спарринг и наглядно «доказать» ему свою правоту. Однако это очень энергозатратный способ, а начиная с определенного уровня подготовки ученика, еще и плохо реализуемый.
Именно в этом случае на помощь может прийти индивидуальный урок, где тренер не соревнуется с учеником, а создает (в сочетании с пояснениями) для него ситуации, позволяющие понять правильное выполнение приема или действия.
В зависимости от уровня подготовки ученика и задач, стоящих перед тренером на данном этапе обучения, выделяют несколько видов индивидуальных уроков.
Урок обучения. Основная задача этого урока – обучение новому материалу и исправление ошибок, возникающих в процессе этого обучения. Кроме техники, занимающиеся могут изучать также и тактику ведения поединка.
Урок проверки. Задача этого урока – определение того, насколько ученик овладел теми или иными приемами и действиями, которые разучивались на групповых занятиях.
Урок тренировки. Цель урока – совершенствование технических и тактических навыков, развитие физических и психических качеств. Обычно на таких уроках одновременно осваивают технику и тактику, но внимание может быть акцентировано на том или на другом.
Урок боя. Это разновидность урока обучения и тренировки, цель которого, научить занимающегося вести бой, принимая тактические решения и претворяя их в жизнь. В уроке боя тренер ведет с учеником настоящий поединок, но с определенными учебными задачами. При этом он изображает слегка неумелого противника, чтобы ученик мог выполнить задачу данного боя.
Список литературы
1. Аркадьев В. Фехтование. Индивидуальный урок / В. Аркадьев, Ю. Хозиков. – М.: «Советская Россия», 1962. – 182 с.
2. Бычков Ю.М. Тренер в уроке фехтования / Ю.М. Бычков. – М.: Физическая культура, 2006. – 176 с.
3. Мовшович А. Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А. Д. Мовшович. — М.: Академический проект, Мир, 2011. - 112 с.
4. Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / авт.-сост. Д.А. Тышлер. – М.: Человек, 2014. – 232 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат