Национальные виды фехтования
Национальные виды фехтования менее популярны, чем другие направления – спортивные и исторические, но достаточно большое количество спортсменов, в то числе и юных, занимаются ими. В учебнике «Фехтование» написано, что «национальные видах фехтования используют старинное национальное холодное оружие или специальные палки с применением защитных средств. Например, в фехтовании по хевсурски «парикаоба» применяются палашевидные мечи, круглые щиты (деревянные или металлические), в фехтовании по-нанайски «капигуи» - короткие палки, на которых фехтуют одной или двумя руками. Поединки могут быть парными и групповыми по специальным правилам. Эти виды фехтования систематически включают в программу местных спартакиад и празднеств».
Кратко рассмотрим источники, на которых сформировались современные национальные виды фехтования.
Наиболее ранние упоминания о фехтовании и рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре.
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок.
В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. В период Римской республики (VI-I в.в. до н.э.) обучение воинов включало в себя, в том числе, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий.
В Китае в большинстве школ, сложившихся впоследствии в систему ушу, практиковалось владение холодным оружием и подручными предметами.
Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме, и других сопредельных странах. В том числе на Филиппинах, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.
В Америке у большинства племен коренного населения была широко распространена деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями. Повсеместно использовались также различные деревянные дубинки, применяемые как боевое и охотничье оружие.
В Западной Африке существуют многочисленные боевые союзы, занимающиеся тайными ритуальными убийствами и похищением людей – Союз людей-львов, Союз людей-гиен и др. Большинство из них использует в своей технике приемы владения палкой.
В Европе также были распространены боевые искусства. Как правило, рукопашное единоборство считалось продолжением вооруженного. Европейская состязательная традиция до самого последнего времени предполагала не только кулачный бой, но и фехтование на палках.
В Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах (йоменри) и стрельба из лука, увязанные в некую систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился владеть шестом, а затем обучался фехтованию алебардой и кулачному бою.
Йоменри – это особый стиль боя шестом, посохом и дубинкой, сложившийся у крестьян и рассчитанный на противостояние врагу в доспехах, преимущественно рыцарю в латах. Поэтому для техники характерно обилие толчков и бросков. Английский шест держали хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая на ближней дистанции средней частью. Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.
Определенную известность получила ирландская школа боя палкой, восходящая к древнему искусству «кельтского палочного боя». В ирландском палочном бое, традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит. Палку держат одной рукой, выполняя ей различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье. Удары преобладают рубящие.
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью. Английская работа тростью сформировалась несколько позже, чем французская, и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость прихватывали левой рукой, били двумя ее концами, активно использовали ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносили ей короткие удары по конечностям.
В наши дни наиболее известно французское фехтование тростью. Но различные методы боя на различных орудиях были известны во Франции издревле. Техника работы палкой и шестом вообще развилась до уровня системы.
В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах Франции с ХV века.
В 70-е годы ХХ века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в ХIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма мужчины. В ХIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса.
В Италии также существовали палочные бои – “guerra la canne” (война с палками). Это были групповые бои участники которых использовали для защиты от ударов щиты, шлемы и нагрудники. Длина главного оружия – палки – в зависимости от местности и эпохи была разной – от 120 до 180 см.
Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» - деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).
Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двух стилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» - Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.
С глубокой древности у большинства евразийских народов одним из самых распространенных видов традиционного оружия является палка (дубинка).
Во многих местах обычай драться палками является стойкой традицией, дожившей до начала ХХ века во многих русских, белорусских, украинских и молдаванских деревнях.
Палочная драка существовала также в форме народного фехтования. У русских оно называлось «палочный бой», «бой кольями», «бой дрекольем», «бой на палках», «будинники», «дубинушки»; у белорусов – «на кiях», «бойка кiями»; у украинцев – «бiй дручэм», «на палицях»; у молдаван – «скримэ ку беце». Сами палки русские называли «палка», «палица», «кий», «тростка», «треска», «бодатына»; белорусы – «кавалик», «кiй», «дубец», «пашабык», «галузiна»; украинцы - «кiй», «кiл», «палиця», «патик»; молдаване – «палеце», «бец», белдие», «хахэу», «пар».
В палочном фехтовании, как и в драках, применялись палки длиной 100 – 150 см, изготовленные чаще из твердых, реже из мягких пород древесины. У русских и украинцев встречались палки с загнутым концом – «клюка».
Фехтование на палках чаще всего представляло собой групповой бой, либо поединок между двумя бойцами, значительно реже один человек сражался сразу с несколькими. Групповые сражения своей организацией напоминали кулачный бой «стенка на стенку». Фехтовальные поединки «один на один» более характерны для народов, проживающих в западной части Европейской равнины, однако упоминаются они и у народов Европейской части России.
С древних времен палка считалась удобным тренировочным снарядом, а палочное фехтование – прекрасным средством для обучения приемам владения многими видами холодного оружия. Многие историки и этнографы подчеркивают важную роль групповых палочных сражений в деле воинского воспитания восточных славян. К сожалению, почти ничего не известно о методах обучения палочному бою. Однако есть сведения, что зачастую ценилась не грубая сила, а техническое мастерство.
В нашей стране фехтовальная и рукопашная подготовка не была забыта и позднее. Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предназначался обширный курс фехтования, включающий не только обучение навыкам боя на шпагах и саблях, но и штыковой бой, и фехтование на палках около 1,2 м с концами обмотанными тряпками, которые выступали в роли ударно-тычкового оружия.
В наше время существует много различных школ, использующих в своих техниках традиции западных и восточных боевых единоборств. Традиционные системы владения боевой палкой, совершенствовавшиеся на протяжении веков в Европе и Азии, не забыты и успешно применяются многими российскими и зарубежными школами.
Наиболее известными из существующих на сегодня национальных школ фехтования являются – японское кендо, филиппинский арнис, тайский краби крабонг, ирландский палочный бой, французский Ля Кан, китайский дуаньбин, русская буза.
Список литературы
Боевые и спортивны
е единоборства: Справочник. – Минск
,
Харвест
, 2002.
– 640 с.
Долин А.А.
Кэмпо - традиция воинских искусств
/ А.А. Долин, Г.В. Попов
. – М., Наука, 1990.
– 431 с.: ил.
История боевых искусств. Неизвестный Восток. – М., Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 463 с.
Мандзяк
А.С. Боевая магия славян / А.С.
Манзяк
. – Минск, М.:
Харвест
, АСТ, 2007. – 384 с.: ил.
Мандзяк
А.С. Боевые искусства Европы / А.С.
Манзяк
. – Минск, М.:
Харвест
, АСТ, 2005. – 384 с.: ил.
Мандзяк
А.С. Воинские Традиции Народов Евразии / А.С.
Манзяк
. – Минск, М.:
Харвест
, АСТ, 2002. – 384 с.: ил.
Мандзяк
А.С. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С.
Манзяк
. – Минск, М.:
Харвест
, АСТ, 2010. – 384 с.: ил.
Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства. Европа и Азия
/ Г.К. Панченко
. – Харьков, «Фолио», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
– 386 с.: ил.
Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира / Г.В. Попов. – М.: Международные отношения, 1993. – 158 с.: ил.
Draeger
D
.
F
.
Comprehensive
Asian
fighting
arts
/
R
.
W
.
Smith
,
D
.
F
.
Draeger
.
–
Tokyo
,
Kodansha
, 1969.
- 207p.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат