Раздел образования: начальное образование УМК «Школа России»
Автор: Сутупова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Лохово
Урок обучения грамоте.
Тема: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р; звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: определяют тему и цель урока, проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные: общеучебные – работают с текстом, иллюстрациями, отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – осуществляют сравнение и выделяют общее и различное, делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: допускают возможность существования различных точек зрения, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная презентация, кассы, лента букв, кусочки проволоки.
ход урока
I. Организационно - мотивационный момент.
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас смайлики. Выберите смайлики для вас и покажите мне.
II. Актуализация знаний
- На какие буквы делятся буквы? (Гласные и согласные)
- Как произносим гласные звуки?
- Какие бывают согласные звуки?
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные? Твёрдые?
- На уроке мы познакомимся с новой буквой.
- Хотите узнать с какой?
Отгадайте загадки и узнайте, какую букву и звуки будем изучать на уроке.
Игра «Доскажи словечко»
Пышный хвост, схватил я ловко,
Потянул и вот … (морковка)
Я твержу сестре Лариске:
Нет окрошки без … (редиски)
Все друзья зовут Антошку
Им помочь копать … (картошку)
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная … (репка)
На экране изображения морковки, редиски, картошки, репки.
- К какой группе относятся предметы?
- Что общего в этих словах?
III. Постановка темы и цели урока учащимися
- Кто может назвать тему нашего урока?
( Сегодня мы будем знакомиться с буквой «эр»)
- Чему мы должны научиться на уроке?
Познакомимся с новой буквой и звуками, которые обозначает эта буква. Научимся читать слоги и слова с новой буквой.
IV. Открытие нового знания
Знакомство со звукам
и[
р
] и [
р
′]
На экране изображения забора и двери.
Слого - звуковой анализ слова забор.
(Звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.)
– Слого - звуковой анализ слова дверь.
(Звук [р′] согласный, звонкий, мягкий.)
Фонетическая зарядка.
– Как рычит собака? (Р-р-р…)
2. Знакомство с буквой Р (эр).
Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково буквой Р (эр).
Найдите букву Р на «ленте букв».
– На что похожа буква Р?
Выложите букву Р из проволоки
3.На экране слоги. Чтение слогов.
Прибежал веселый А, прочитали дети – ра.
Прибежал задорный О, прочитали дети – ро.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ры.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ри.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ру.
– В каких слогах звук [р] твердый, а в каких [р′] мягкий?
V. Физминутка «Рыбки»
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.
VI. Первичное закрепление
1. Развитие речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64)
- Что изображено на рисунке?
( Море, берег, волны, трава, цветы, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро)
- Кого вы видите на рисунке? ( Деда, старуху, золотую рыбку).
- Какое явление природы изображено на рисунке?
(Молния, дождь, тучи, радуга, волны на море).
- Как называется сказка? Кто автор? (Показ портрета А.С. Пушкина)
- А кто знает, чем закончилась сказка?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта?
- Как вы поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?
(Старуха жадная, злая).
- Назовите слово с противоположным значением. (Жадность – щедрость).
Чтение текста детьми, которые умеют читать.
- Где жили старик со старухой?
- Чем занимались?
- Найдите слова с новой буквой Р (эр).
( Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу).
2. Чтение слов (стр.65)
Чтение учащимися, у которых замедленно формируются навыки чтения
3.Чтение текста «Кактус» (стр.65)
Вопросы:
– Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
– Что случилось?
– Почему рассказ называется «Кактус»?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
На экране изображения: рак, нос, руки, кот.
Работа с кассой. Составить слова по рисункам.
Самопроверка по эталону.
– Чтение слов. Составление с этими словами рассказа.
VIII. Включение нового знания в систему знаний
1. Работаем в паре (стр.66)
Ребус. Составление слова: раки
- Какое новое слово получилось? Как получили слово «руки»?
2.Чтение текста «Коса»
3. Работа с многозначными словами (стр.66)
– Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен?
Кран. (водопроводный кран, подъёмный кран)
Коса. (орудие труда, коса – заплетенный волос)
IX. Рефлексивно-оценочный этап
Встаньте, пожалуйста, ребята.
– У кого в именах есть новые звуки [р], [р,]
– У кого в кличках домашних животных есть звуки [р], [р,]?
– У кого фамилия начинается на букву Р?
– Какие звуки обозначает буква Р?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Для чего нужны знания, полученные сегодня на уроке?
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Оцени свою работу на уроке. (смайлик)
Литература
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.
Горецкий В. Г., Кирюшкин
В. А. Азбука: учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Агеева И.Д
.
500 загадок – складок для детей. 2
-
е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
–
96 с.
3
. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – 6
-
е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО. 2012. – 448с. – (В помощь школьному учителю)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат