Система работы по развитию творческого воображения младших школьников на уроках литературного слушания
Одним из наиболее эффективных и в то же время комплексных средств развития творческого воображения являются устные и письменные сочинения учащихся. Для младших школьников наиболее приемлемой формой являются сочинения-миниатюры, методика проведения которых детально представлена в публикациях А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой и других методистов.
Сочинение-миниатюра относится к типу аналитико-синтаксических заданий, которые помогают формировать текстологические, лексические и грамматические умения обучающихся. Учит школьников связно высказывать свои мысли и передавать их на письме. В этом отношении, по выражению М. П. Львова, этот тип заданий− «более высокая ступень в развитии творческой познавательной деятельности учащихся, их творческой самостоятельности, чем выполнение других упражнений».
На уроках литературного слушания ученикам предлагали для выполнения различные структурно-содержательные разновидности сочинений-миниатюр: этюд, эссе, пейзажные и сюжетные миниатюры, художественные зарисовки, рассказы по опорным словам.
Определения данных видов миниатюр даны А. Д. Дейкиной, Н. В. Нечаевой, М. С. Соловейчик.
Сочинение-этюд рассматривается как «небольшой по объему творческий «набросок» (мини-очерк) в форме описания, повествования, рассуждения или характеристики-оценки какого-либо явления» .
При подготовке к написанию сочинений-этюдов учили детей формулировать основную мысль текста по его заглавию, предугадывать содержание, составлять композиционную схему текста по его плану в зависимости от его коммуникативно-смысловой направленности.
При подборке «образцовых текстов» − этюдов обращали внимание учеников на лексику и грамматические конструкции, употребленные в тексте через систему послетекстовых заданий.
Приведем пример организации речевой работы на основе текста по отрывку из сказки К. Ушинского:
«Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощ…лкивают, зв..рей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались, белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт, заинька, прыгаючи, греется, а л...шадки, коро…ки, …вечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.»
Учащимся были предложены следующие задания:
1. Прочитай выразительно и озаглавь текст. Хорошую подсказку найдешь у автора.
2. Подумай, на сколько смысловых частей можно разделить текст. Составь план текста.
3. Спиши текст, разделяя его на абзацы в соответствии со смысловыми частями. Вставь пропущенные буквы.
4. С помощью каких слов-«красок» автор описывает зиму. Подбери к каждому из них синонимы.
После выполнения комплекса заданий на основе миниатюры-этюда детям было предложено в качестве домашнего задания подобрать материал и составить устный рассказ-этюд о какой-либо времени года, происхождение названия которого будет интересно узнать одноклассникам.
Результатом творческой работы стало написание сочинений-этюдов: «Почему зимой холодно?», «Как зимуют белки?», «Почему медведи ложатся в спячку?», «Почему происходит смена времен года?» и т. п.
Дети с большим интересом прослушали рассказы своих одноклассников и представили собственный рассказ для обсуждения. В ходе диалога по обсуждению заглавия сочинений предлагали свои варианты.
Другим видом сочинения-миниатюры является художественная зарисовка. По определению А. Д. Дейкиной, это «короткое текстовое произведение, не имеющее сюжета и персонажей, описывающее моменты жизни, чувства, переживания, размышления, настроение, наблюдения».
В качестве образца художественной зарисовки на основе авторского наблюдения был взят текст Н. Сладкова «Весенний разговор»
« – Пора! Пора! – кричат вороны на крышах. – Пора зиме уходить.
– Кап, кап, кап… - стучит по улице капель.
– Ку-ка-ре-ку! Ручьи в реку!... – запели петухи.
Дети поют:
– Солнышко, солнышко, посвети на бревнышко!
Солнце осветило и забор, и лужи, и стекла, и бревнышко на дворе.
– Жив, жив! – радостно кричит воробей. Счастлив, что не замерз зимой.
Синички хвалятся своими синими перышками»
Учащимся были предложены следующие задания:
1. Какое настроение передает автор в своем рассказе?
2. Выдели грамматические основы предложений в тексте. Скажи, может ли текст, состоящий из одних грамматических основ, передать настроение автора, его наблюдения за обновлением в природе?
4. Какой глагол передает краски весенней природы? От какого слова он образован? Объясни значение глагола в тексте.
Анализируя содержание и композицию текста, дети под руководством учителя выяснили, что этот текст – художественное описание. Ученики знакомятся с новой структурно-композиционной схемой текста-миниатюры: в одном абзаце объяснены несколько микротем, «сосуществующих» одновременно и воспринимаемых как целостная картина природы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат