Дата публикации:
15.04.2020
Автор:
Алейник Елена Ивановна
Название работы:
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа:
Алейник Е.И.,
учитель музыки МОУ СОШ №7 г. Алексеевка
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качествопсихики,котороеопределяетвозможностьдостижения человекомболеевысокихрезультатов водномилинесколькихвидах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок -эторебенок, которыйвыделяетсяяркими, очевидными,иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренный ребенок - это не всегда блестящий ребенок.
По мнению К.Г. Юнга: одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей, он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный.
В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре дети успокаиваются и доказывают своими поступками, что они намного лучше, чем о них думают. Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение.
Например: на уроке я обратила внимание на девочку, которая часто отвлекалась, но если у неё появлялся интерес, то она сразу же проявляла свои необыкновенные интеллектуальные и вокальные способности. Когда я прослушала её и провела диагностику, то выяснилось, что у Кати абсолютный слух и желание выступать на сцене. Сейчас девочка хорошо занимается на уроке и активно участвует в концертной деятельности школы. На данный момент она является солисткой ансамбля Белиссимо. А совсем недавно её пригласили в школу искусств на вокальное отделение.
В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), в полной мере реализовать свои творческие способности одарённые дети могут через участие в различных внеклассных мероприятиях и конкурсах.
Многие дети, увлечённые предметом, являются активными участниками вокального ансамбля. Здесь моя работа не ограничивается только формированием вокально-хоровых навыков, разучиванием и исполнением песен. Они узнают много нового о современных детских композиторах и их творчестве, делятся друг с другом новостями культуры, сами сочиняют музыку, пишут сценарии, выступают в роли режиссёров и ведущих. Здесь их творческие способности проявляются в полной мере. Своими достижениями они с удовольствием делятся с другими, выступая на всех школьных вечерах и праздниках.
В городе проходят различные районные мероприятия, где одарённые дети могут показать свои способности: Музыкальный калейдоскоп - конкурс вокальных ансамблей и солистов в различных номинациях, фестиваль-конкурс солдатской и военно- патриотической песни Афганский ветер, заочный Всероссийский фестиваль детского художественного творчества Адрес детства – Россия и другие.
Творчество этих учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. (Китайская народная мудрость).
Использование таких видов деятельности как совместное музицирование, игра на гитаре, сольное пение и пение в ансамбле– прекрасно решают многие и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок , участвуя в таком музыкальном действе чувствует себя намного уверенней; а творческий ребенок- проявляет свою фантазию в полном объёме. В таком коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Творчество одарённых детей во внеурочной деятельности проявляется как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь, - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости,изобретательности, где он не скован никакими ограничениями.
Может, поэтому в нашей школе становится традиционными проведение сольных концертов, где мои воспитанники являются поэтами, композиторами и исполнителями своих песен. Без специального музыкального образования, к удивлению многих, поступают в музыкальные училища и поралельно работают в филармонии, удивляя преподавателей своими необыкновенными способностями. Они являются преподавателями в школе искусств и ДК Солнечный г. Алексеевка.
Проявления творчества характерны для любого ребенка, так как творчество- норма детского развития. Реализация индивидуальных творческих способностей одарённого ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
В.А.Сухомлинский говорил: Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми.
И если вдуматься в эти слова, то, наверно, никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них. Конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.
Задачи учителя в работе по развитию творческих способностей детей:
увлекая музыкой, прививать интерес и любовь к ней, учить ценить ее красоту, развивать эмоциональную сферу, вызывать эстетический отклик на музыкальные произведения;
закладывать основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
развивать музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
побуждать к музыкальному самообразованию.
Основой моего профессионального взаимодействия с одаренными детьми является:
личностно-ориентировочный подход в обучении,
создание ситуации успеха, условий для развития творческих способностей каждого ребенка,
развитие и поддержание веры в свои силы.
Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. (Б. В. Асафьев).
Скачать работу
учитель музыки МОУ СОШ №7 г. Алексеевка
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качествопсихики,котороеопределяетвозможностьдостижения человекомболеевысокихрезультатов водномилинесколькихвидах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок -эторебенок, которыйвыделяетсяяркими, очевидными,иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренный ребенок - это не всегда блестящий ребенок.
По мнению К.Г. Юнга: одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей, он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный.
В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре дети успокаиваются и доказывают своими поступками, что они намного лучше, чем о них думают. Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение.
Например: на уроке я обратила внимание на девочку, которая часто отвлекалась, но если у неё появлялся интерес, то она сразу же проявляла свои необыкновенные интеллектуальные и вокальные способности. Когда я прослушала её и провела диагностику, то выяснилось, что у Кати абсолютный слух и желание выступать на сцене. Сейчас девочка хорошо занимается на уроке и активно участвует в концертной деятельности школы. На данный момент она является солисткой ансамбля Белиссимо. А совсем недавно её пригласили в школу искусств на вокальное отделение.
В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), в полной мере реализовать свои творческие способности одарённые дети могут через участие в различных внеклассных мероприятиях и конкурсах.
Многие дети, увлечённые предметом, являются активными участниками вокального ансамбля. Здесь моя работа не ограничивается только формированием вокально-хоровых навыков, разучиванием и исполнением песен. Они узнают много нового о современных детских композиторах и их творчестве, делятся друг с другом новостями культуры, сами сочиняют музыку, пишут сценарии, выступают в роли режиссёров и ведущих. Здесь их творческие способности проявляются в полной мере. Своими достижениями они с удовольствием делятся с другими, выступая на всех школьных вечерах и праздниках.
В городе проходят различные районные мероприятия, где одарённые дети могут показать свои способности: Музыкальный калейдоскоп - конкурс вокальных ансамблей и солистов в различных номинациях, фестиваль-конкурс солдатской и военно- патриотической песни Афганский ветер, заочный Всероссийский фестиваль детского художественного творчества Адрес детства – Россия и другие.
Творчество этих учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. (Китайская народная мудрость).
Использование таких видов деятельности как совместное музицирование, игра на гитаре, сольное пение и пение в ансамбле– прекрасно решают многие и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок , участвуя в таком музыкальном действе чувствует себя намного уверенней; а творческий ребенок- проявляет свою фантазию в полном объёме. В таком коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Творчество одарённых детей во внеурочной деятельности проявляется как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь, - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости,изобретательности, где он не скован никакими ограничениями.
Может, поэтому в нашей школе становится традиционными проведение сольных концертов, где мои воспитанники являются поэтами, композиторами и исполнителями своих песен. Без специального музыкального образования, к удивлению многих, поступают в музыкальные училища и поралельно работают в филармонии, удивляя преподавателей своими необыкновенными способностями. Они являются преподавателями в школе искусств и ДК Солнечный г. Алексеевка.
Проявления творчества характерны для любого ребенка, так как творчество- норма детского развития. Реализация индивидуальных творческих способностей одарённого ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
В.А.Сухомлинский говорил: Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми.
И если вдуматься в эти слова, то, наверно, никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них. Конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.
Задачи учителя в работе по развитию творческих способностей детей:
увлекая музыкой, прививать интерес и любовь к ней, учить ценить ее красоту, развивать эмоциональную сферу, вызывать эстетический отклик на музыкальные произведения;
закладывать основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
развивать музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
побуждать к музыкальному самообразованию.
Основой моего профессионального взаимодействия с одаренными детьми является:
личностно-ориентировочный подход в обучении,
создание ситуации успеха, условий для развития творческих способностей каждого ребенка,
развитие и поддержание веры в свои силы.
Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. (Б. В. Асафьев).
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств