Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания иностранного языка
В настоящее время нет необходимости доказывать важность углубления межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и в частности проникновением английского языка в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что в нынешних условиях социального прогресса общество как никогда нуждается в широких специалистах. Без понимания сущности процессов, ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению проблемы формирования специалистов, компетентных в нескольких областях научных знаний. Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Безусловно, межпредметные связи найдут применение в практической деятельности учеников и учителей.
Для учеников уроки информатики, математики, литературы, русского языка, биологии станут более понятными и интересными. На уроках же английского языка, задействуя процессы узнавания и формируя радость успеха, усвоение речевого и языкового материала будет происходить быстрее и качественнее.
Принципиально методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.
На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах. Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.
Вторая ступень посвящена обучению учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению школьниками сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.
Третья ступень обучения учащихся использованию межпредметных связей также состоит из нескольких последовательных этапов. Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках английского языка. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.
В практической работе учителя ступени обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
При овладении лексикой предлагаю использовать компьютерные технологии на всех этапах обучения.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛЕ включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются ЛЕ и соответствующие им картинки..
JEANS POSTCARD
PENCIL STAMP
Этап ознакомления всегда заканчивается ПЕРВИЧНЫМ ЗАКРЕПЛЕНИЕМ. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.
С целью формирования ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА выполняется упражнение по заполнении пропуска в высказывании.
Компьютер способствует также формированию навыков САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ у школьников начальных классов. Несмотря на то, что у детей во 2-3 классах только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои трудности в процессе овладения лексикой, которые ребенок должен уметь самостоятельно преодолевать, выполняя предназначенные только для него серии упражнений. Учитель также может составить комбинированное упражнение для каждого школьника, проанализировав его продвижение в изучении лексики.
Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
1. Английский язык реализует связи со всеми предметными областями гуманитарного цикла.
2. Родной язык может служить подспорьем в овладении иностранным практически на любой ступени обучения, если его применение системно и если с его помощью достигаются не только практические, но также и образовательные и развивающие цели. Родной язык выступает как
- средство объяснения грамматического материала;
- средство семантизации лексических единиц;
- средство обеспечения учебного общения;
- средство для контроля и оценивания;
- средство профилактики ошибок;
- средство формирования лексических и грамматических навыков;
- средство формирования языковой картины мира;
- средство активизации оперативной памяти и мышления учащихся.
3. Английский язык реализует межпредметные связи со всеми естественными и точными науками.
4. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
5. Одним из наиболее эффективных средств обучения фонетике является песенный материал. Одним из наиболее эффективных средств обучения грамматике является проведение параллелей с ранее изученными языками. Одним из наиболее эффективных средств обучения лексике является использование компьютера на всех этапах овладения лексическими единицами.
На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранных языков по проблеме осуществления межпредметных связей при обучении языковому материалу, можно заключить, что осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления об окружающей действительности, поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С учетом этих тенденций представление межпредметных связей обеспечивает учащимся широкий доступ к информации в различных областях науки, получение новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями, возможности непрерывного образования, что в свою очередь создает дополнительные шансы конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов.
Включение межпредметных связей в уроки английского языка расширяет спектр методов и приемов для овладения языковой и речевой компетенцией. Рассмотрев разные варианты подобного включения, я выделила лишь некоторые из них. В дальнейшем предполагается рассмотреть иные методы и приемы включения межпредметных связей в урок английского языка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат