Экологическое направление в воспитании детей, обучающихся в средней школе
«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время человек относился к окружающей среде, забывая, что нельзя жить без чистого воздуха и чистой воды. Опасность происходящих в природе изменений заставила людей задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.
В современном мире задачи экологического образования и воспитания выходят на первое место, потому что нынешнее состояние природы таково, что незнание экологии или пренебрежение ее знаниям равносильно гибели. Природа нашей Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Изменить такую ситуацию можно лишь перестройкой отношений человека к природе: потребительское отношение нужно менять на ответственное и бережное. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование и воспитание.
На каждом новом этапе развития человеческого общества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития общества и природы. Формирование у школьников бережного отношения к природе, умения все виды своей деятельности подчинять требованиям рационального природопользования - это и есть основный путь выхода из экологического кризиса.
Экологическое образование и воспитание - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научных основ взаимодействия природы и общества. Как отмечает И.Д. Зверев, «основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха» .
Но формирование правильного поведения школьников в природе зависит не только от овладения теоретическими знаниями, а также и от выработки системы определенных экологических умений, навыков, привычек. Лишь сочетание знаний основ экологии с практическими природоохранными мероприятиями и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина. По мнению педагогов, целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Экологическая культура человека - это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладения навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.
В условиях современной экологической ситуации важна т. н. экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Основной принцип экологического образования и воспитания - это принцип непрерывности, то есть процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей жизни должен быть взаимосвязанным.
Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как целостного единого процесса может быть реализована лишь, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных направлений развития экологической культуры.
Для экологического образования и воспитания дошкольников воспитатель должен заложить детям начальные навыки экологической культуры, элементарные навыки взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. «Побудить же в детях живое чувство природы - значит, возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Воспитатель должен строить свою работу через игру, сказку, экскурсии, опытническую и кружковую работу с детьми, чтение экологической литературы, проведение экологических праздников.
У детей школьного возраста развитие экологической культуры осуществляется с целью формирования экологических понятий учителем в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе.
Формирование экологической культуры школьников нужно осуществляться по следующим направлениям:
■ организация школьного экологического объединения;
■ эколого-просветительская деятельность;
■ исследовательская работа;
■ организация работы по формированию здорового образа жизни.
Школьное экологическое объединение (клуб, отряд, кружок) должно принимать активное участие в охране окружающей природной среды, при этом изучать и соблюдать требования природоохранного законодательства, нормы экологической этики и морали, постоянно повышать уровень своих знаний о природе. Основным направлением руководителя экологического объединения должно являться экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе природоохранной деятельности. Организационно-массовая работа должна включать проведение конкурсов, выставок, диспутов, олимпиад, тематических месячников, смотров, а также праздников для детей и подростков.
Преобладающая форма деятельности - исследовательская работа. В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Экологическая исследовательская деятельность школьников может служить средством формирования трепетного отношения к окружающей среде. Использовать исследовательскую деятельность можно, как в классной, так и во внеклассной работе, но необходимо выработать систему по развитию исследовательских умений школьников. Она складывается из неразрывных звеньев, где каждое звено имеет определенное место:
Выбор темы исследования ^ научное руководство темой ^ работа с научной литературой ^ выбор и освоение методики исследования ^ выполнение научной работы ^ оформление научно-исследовательской работы ^ защита исследовательской работы на конференциях.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, сыграют большую роль в формирования их экологической культуры.
Организация работы по формированию здорового образа жизни детей и подростков является важным направлением в экологическом воспитании и образовании. Цель этой работы заключается в формировании у молодого поколения нового мышления, в котором самой большой жизненной ценностью является здоровье и активное долголетие. Именно по показателям здоровья населения можно судить об экологии окружающей среды. Ведущий фактор здоровья - это образ жизни человека, формирующийся с детства - в быту, в процессе учебы и отдыха, а также в определенных природно-климатических условиях. Каждый человек способен существенно влиять на среду, в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения.
Поэтому формирование мотивации здоровьесберегающего поведения детей и подростков, направленное на удовлетворение важных биологических потребностей - одно из важнейших направлений для воспитания экологически грамотной личности.
В соответствии с целями и задачами экологического образования и воспитания строится содержание работы со школьника.
В книге Е. Рериха «Иерархия» можно прочитать: «Когда человечество поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету...». Экологическая культура определяется лишь реальным вкладом в преодолении негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
Только человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Лишь осознав общие закономерности развития природы и общества, он приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека.
Поэтому, без перестройки сознания школьников и их отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему воспитание экологической культуры необходимо современным школьникам, чтобы бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат