Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами речемыслительной деятельности»
Творческое воображение и потребность самостоятельно действовать – это стержень личности, выражающий своеобразие, неповторимость растущего человека.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключатся в следующем. В нынешний век компьютерной технологии дети теряют умение фантазировать, у них мало живого, речевого общения со взрослыми и сверстниками, так как это заменяется современным телевидением и компьютерами.
Современные родители мало читают детям, и поэтому у детей теряется умение рассуждать, придумывать, сочинять.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минутку, что человек не обладал бы фантазией! Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!
В Концепции модернизации образования конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, умеющие находить нестандартные решения». Как видим, развитие творческой личности – это заказ современного общества».
Из практического опыта можно сделать вывод: чем богаче развито у ребенка воображение, тем он успешней во всех видах деятельности и интересен, как личность.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.
Работая над данной темой с детьми подготовительной к школе группы, я поставила цель:
Создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников средствами речемыслительной деятельности.
Для достижения цели были определены задачи по развитию творческого воображения у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую работу по теме;
2. Разработать систему работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Составить перспективное планирование по формированию творческого воображения дошкольников;
4. Обогатить предметно-развивающую среду для реализации творческого потенциала детей;
5. Подобрать диагностический материал для мониторинга творческого воображения дошкольников;
6. Постоянно сотрудничать с семьей по развитию творческого потенциала детей.
После изучения научно-методической литературы я разработала систему работы по развитию творческого воображения средствами речемыслительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческое воображение развивается во всех видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, а именно:
1. Образовательной деятельности
2. Совместной деятельности взрослого с ребенком
3. Самостоятельная деятельность детей
Развитие творческого воображения средствами речемыслительной деятельности происходит в следующих образовательных областях:
Социализация и чтение художественной литературы.
Особенно успешно творческое воображение развивается в игровой деятельности. Мы учим детей сюжетно-ролевым, режиссерским играм, играм с правилами на воображение и эмоции, играм-импровизациям, а так же театрализованным играм.
При чтении художественной литературы использую наглядное моделирование и сочинительство. В совместной деятельности взрослого с детьми я использую также сочинительство (например, на прогулке сочиняем сказку о приключениях желтого листочка, или историю о снежинке).
В совместной деятельности я предлагаю детям решить различные проблемные ситуации, как специально организованные воспитателем
(например, мальчик качался на стуле и сломал его - обсуждаем с детьми ситуацию и придумываем, что же думает стул).
Всю работу по развитию творческого воображения проводила в тесной взаимосвязи с семьей: - Анкетирование; - Беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания; - Задания на дом по творческому рассказыванию; - Оформление портфолио каждого ребенка;
- «Дни открытых дверей» -посещения родителями занятий и совместных праздников;
- Уголки творчества «Искорка» - совместное творчество родителей и детей.
В ходе работы был составлен перспективный план организационной деятельности по развитию творческого воображения дошкольников. Существует прием – индивидуальное придумывание с опорой на реальность. Например, создаем проблемную ситуацию – мы нашли потерянный кошелек, сотовый телефон или барсетку. Что делать? Как найти хозяина? Надо сначала рассмотреть, описать вещь и определить, кому она может принадлежать и высказать предположения как можно ее вернуть, куда обратиться с находкой? Коллективная выдумка.
Дети парами дорисовывают «картину», которую оставил «художник», а потом они придумывают историю по этой картине и дают ей название.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей. Создавать доброжелательную обстановку среди детей. Ребенок не должен бояться дать неправильный, нестандартный ответ, нельзя ограничивать инициативу детей.
Из различной литературы были отобраны и систематизированы игры по развитию творческого воображения у старших дошкольников и создана картотека игр.
Игры спланированы по принципу: «от простого к сложному». Данные игры используются не только на занятиях, но и в утренние, вечерние часы, на прогулке.
Творческое воображение у детей формируется в процессе игровой деятельности. Старший дошкольный возраст- это расцвет сюжетно-ролевой игры. Перед вами на экране фотографии сюжетно-ролевых игр, которые мы проводили с детьми нашей группы. «Цирковое представление», кафе «Вернисаж», «Автомастерская».
В играх отражается накопленный жизненный опыт детей, а взрослые создают условия, обогащают предметно-развивающую среду.
Считается. Что все виды игр по существу являются искусством детей, их творчеством.
Среди различных видов детских игр – игра в «Театр» (пальчиковый, кукольный, лопаточный, игры- драматизации занимают особое место.
Дети в театральной игре передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремятся передать все это так, чтобы окружающие поверили им.
В данных играх дети и артисты, и зрители, воспринимающие роли, они же и декораторы-рисуют картины, пригласительные билеты, делают костюмы, подбирают и творчески используют игрушки и природный материал. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.
1. Автор первой методики «Вербальное фантазирование» или речевое воображение – Р. С. Немов.
Задание: «придумай сказку про зайчонка по началу»
Цель: изучение воображения в словесном творчестве.
Данные протоколов оформлялись в таблицы на каждого ребенка. Если в начале учебного года в словесном творчестве дети в основном пытались пересказать знакомые сказки, немного меняя ситуацию, используя только прямую речь, то в конце учебного года уровень развития воображения повысился. Дети уже могли ярко описывать ситуации и героев, речь стала выразительной, образной, разнообразной. Дети уже использовали в речи диалоги.
Вторая методика называется «Дорисуй картину», автор Е. П. Торренс.
Цель: изучение оригинальности рисунков детей 6-7летнего возраста.
Задание: детям дается 10 листочков. На каждом нарисованы фигурки. Дети могут, как волшебники, превратить их в любую картинку. Для этого можно дорисовать к фигуре все, что захочется, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется. Для оценивания результатов задания находим показатель оригинальности. Это те изображение, которые не повторяются у многих детей.
В результате проведенной работы повысилась познавательная активность детей: они с большим интересом, желанием принимали участие в других видах деятельности: по рисованию, лепке, музыке, конструированию.
Все чаще дети стали самостоятельно включать свое воображение и фантазию в различных играх.
Наши дети теперь фантазируют и не нуждаются в подготовке взрослыми специальной обстановки. Вот один недавний пример проявления детской сообразительности на прогулке:
Осенью во время прогулки с детьми сгребаем опавшие с деревьев листья в большие кучи и собираем в мешки для дворника. Во время работы придумываем с детьми интересные истории про пиратов. «Будто бы листья - это золото. Мы нашли ан острове пиратский клад, надо сложить золото в мешки и вывезти на корабле – но куда? –вот в чем вопрос. Дети придумывали разные варианты (перепрятать на другом острове, привезти домой, в другую страну, что потом делать с золотом? Что купим? - дом, машину, игрушки или раздадим золото бедным и больным. С кем поделимся золотом? Итак, совместный труд превращается в увлекательную игру.
Развитие творческого воображения, произвольность и потребность самостоятельно действовать – все это развивает личность, выражает своеобразие, неповторимость растущего человека.
Развитие творческого воображения способствует появлению у детей внутренней позиции, делает их вне ситуативными и подготавливает к переходу на новую взрослую ступень – младший школьный возраст, к новой ведущей деятельности, которую психологи называют «учебной». Спасибо за внимание.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат