Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Самообразование как важнейшая форма повышения квалификации педагогов МБУДО «ДШИ №2 города Сургута. Работа №28270

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Самообразование как важнейшая форма повышения квалификации педагогов МБУДО «ДШИ №2 города Сургута
Работа:

Солоневич Марина Анатольевна,

заместитель директора МБУДО «ДШИ №2», г. Сургут

 

Самообразование как важнейшая форма повышения квалификации педагогов МБУДО «ДШИ №2 города Сургута

«..Я чувствую себя вправе сказать:

«Да здравствует самообразование во всех областях!..»

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский

                           

         Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

         Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от личной мотивации каждого в отдельности и условий, способствующих профессиональному росту и личностному совершенствованию.

Самым важным являются изначально заложенные способности к саморазвитию и самообогащению знаниями. Только приученный человек находить в познании нового, неизведанного особый смысл и удовольствие способен двигаться дальше и развиваться. Но что важнее для преподавателя (учителя) – это самосовершенствование или умение транслировать накопленные знания своим ученикам, воспитанникам. Главное не много знать и уметь, а желать и методически грамотно подать материал, затем еще и от своего труда получать удовлетворение – вот то, что в конечном итоге будет способствовать эффективному развитию навыков ученика, способного самостоятельно идти по жизни и умело применить полученные знания и умения.

        Наиболее эффективна такая форма самообразования, которая позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации учебно-воспитательного процесса.

        Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации преподавателя.

  Основные критерии самообразования педагогов:

  Определение темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов преподавателя.

1.Интеграция направлений деятельности педагогов с реализуемой программой (ДПП, ДОП) и всем циклом преподаваемых дисциплин (индивидуальных и групповых занятий по программам учреждения дополнительного образования).

2.Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой УДО:

- помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и   формулировке темы их самообразования;

- предоставление права выбора куратора (для молодых и вновь принятых на работу преподавателей), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма педагога;

- использование ресурса школьной библиотеки и изучение опыта работы ведущих педагогов УДО (посещение открытых уроков, мастер-классов, теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

- предоставление возможности презентовать свой педагогический опыт на различных уровнях(школьном, муниципальном, окружном, всероссийском): выступления с докладами (сообщениями, открытые уроки, мастер-классы, профессиональных конкурсах, семинарах-практикумах, родительских собраниях, презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды и т.д.).

- составление Личного творческого план преподавателя/концертмейстера в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом каждого преподавателя

Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Основная цель организации работы по самообразованию педагогов «Стимулирование у педагогов развития творческих и деятельностных способностей» путем:

- непрерывного повышения квалификации педагогов;

- организации наставничества в учреждении;

- планирование работы по самообразованию;

- совершенствования педагогических технологий;

- прохождения аттестации как формы повышения квалификации;

- участие в профессиональных конкурсах;

- участие в концертной и выставочной деятельности.

Это поспособствует:

- развитию у педагогов «продуктивности мышления», через продвижение своих идей по учебно-воспитательному процессу;

- развитию способности к прогнозированию, оценке результативности своей деятельности;

- умению решать творческие проблемные задачи, ориентированные на альтернативное творческое мышление;

- стимулированию педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности;

- стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;

- развитию социальной значимости (как личности), готовности отстаивать собственную точку зрения, независимости в суждениях.

- проявлению творческого потенциала педагога;

- пропаганде своих достижений, транслирование своего личного педагогического опыта.

Работа педагога по теме самообразования – это целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, психологии и смежных с ними наук. Человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в определении результатов. Не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию, у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение и бывает, что формируют образ педагога как «несовременного человека».

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение дополнительного образования, хотят определить своего ребенка к конкретному педагогу.

- Материальное стимулирование. Квалификационная категория педагога, премии, надбавки, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства.

- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда заниматься педагогической деятельностью? Самообразование педагога образовательного учреждения многогранно и многопланово.

Основными направлениями в системе образования педагогов могут быть:

- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам обучения и воспитания;

- изучение учебной и научно-методической литературы;

- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- изучение и внедрение современных педагогических (инновационных) технологий; - методы, приемы, формы обучения;

- ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;

- повышение собственного общекультурного уровня, расширения коммуникативной сферы личности;

- охрана здоровья.

Источники самообразования:

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая);

- интернет ресурсы;

- видео-, аудио информация на различных носителях;

- повышение квалификации;

- дистанционные формы обучения, чаты, форумы;

- мастер-классы, семинары, педсоветы, конференции;

- инновационная и проектная деятельность;

- мероприятия по обмену опытом, журналы.

С учетом дифференцированного подхода в профессиональном развитии педагогов можно порекомендовать следующие направления самообразования, отвечающие и личностным потребностям педагогов.

I-я группа. Рекомендации для молодых специалистов:

- необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;

- целенаправленно формировать основы педагогического мастерства, для чего необходимо изучать видео-записи, посещать мастер-классы и открытые уроки своих коллег;

- развивать умения и конструктивные способности на основе самодиагностической (диагностики) программы.

II-я группа. Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет:

- овладевать способами проектирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;

- формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.

III-я группа. Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов:

- развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

- пропагандировать свои достижения через публикации, в участии в методических семинарах, практических конференциях;

- развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу. Темы, над которыми работают преподаватели могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.

Выбор темы – это всегда анализ: насколько она актуальна, какие возможности открывает для меня и моих учеников, что я хочу поменять в процессе обучения, что я хочу изучить, освоить, внедрить в практику, как она поспособствует достижению качественно новых результатов в работе. На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный творческий план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание плана – это большой труд, творческая работа и она не должна носить формальный характер.

В плане указываются:

- название темы саморазвития/самообразования;

- актуальность темы;

- миссия преподавателя;

- цель работы;

- задачи;

- основные направления саморазвития/самообразования;

- источники саморазвития/самообразования;

- ожидаемый результат саморазвития/самообразования;

- направления работы;

- сроки выполнения по каждому направлению;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

- способ демонстрации результата проделанной работы;

- отчет о проделанной работе (заполняется по мере выполнения разделов плана).

Направления работы над темой:

1.Изучениение нормативно-правовой базы. Преподаватель самостоятельно изучает нормативные документы, регламентирующие педагогическую и воспитательную деятельность. Проводит анализ новых законодательных актов системы образования. В помощь педагогу интернет ресурсы и официальный сайт учреждения.

2. Повышение методологического уровня. Педагог самостоятельно для себя определяет волнующие его темы и перечень необходимой для изучения литературы.

3. Повышение дидактического уровня. Преподаватель формирует дидактические пособия по профилю деятельности, с учетом поставленных педагогических задач по реализации образовательной программы, которые существенно улучшат учебный процесс и будут использованы при переходе (в связи с форс-мажорными ситуациями) на дистанционную форму обучения. Собирается весь материал и формируется УМК (теоретический материал, доклады, пособия, методические разработки и т.д.).

4. Повышение профессионального уровня. Происходит путем участия в концертной, выставочной, просветительской деятельности учреждения дополнительного образования детей.

5. Повышение общекультурного уровня. Изучение специальной литературы, посещение концертов, выставок, просмотр телепередач, изучение материалов из интернета, газет, журналов и пр.

6. Работа с родителями/законными представителями. Планирование тематических родительских собраний с учетом злободневных и актуальных проблем. На данном направлении работы преподаватель обязан быть готов не только изложить материал, но грамотно и профессионального ответить на все вопросы, которые волнуют родителей. Для этого необходимо изучить весь доступный материал по освещаемой проблеме с анализом и рекомендациями, опираясь на имеющийся, хорошо изученный и описанный опыт работы с родителями и по теме собрания. Для более качественного подхода в работе педагог может использовать ресурсы учреждений и организаций системы профилактики, сотрудники которых профессионально и грамотно могу изложить и подать материал.

7. Внеучебная работа с учащимися. В разделе отражается вся деятельность преподавателя, направленная на социализацию обучающихся, развитие их личностных особенностей, совершенствование исполнительского мастерства и развитие общего кругозора.

8. Следование принципам здорового образа жизни. В целях сохранения и поддержания здоровья детей (через вовлечение в процесс родителей) и самого преподавателя планируется работа с учетом здоровьесберегающих технологий в системе обучения и развития обучающихся.

По окончании учебного года каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводом. Работа по теме самообразования оформляется документально. Каждый результат в последующем будет использован при подготовке преподавателя к аттестации, награждении (наградами всех уровней) и т.д.

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

- повышение качества обучения (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные методические разработки, пособия, программы, сценарии, исследования;

- публикации;

- рекомендации по совершенствованию форм, методов и приемов обучения;

- дидактический материал с обоснованием и описанием;

- интерактивные и мультимедийные наглядные пособия;

- разработка и проведение открытых уроков, участие в семинарах, мастер-классах по современным образовательным технологиям;

- выступления на педсоветах, методических объединениях, заседаниях городских методических советах;

- использование материалов для прохождения аттестации на квалификационную категорию;

- размещение материалов на сайте учреждения;

- творческий отчет;

- транслирование передового педагогического опыта на конференциях и в СМИ.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на методических объединениях, педагогических советах, мастер класс, открытое занятие, практикум и т.д.

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

По итогам первого года работы педагогов МБУДО «ДШИ №2» по новым Личным творческим планам уже была видна их «полезность» как для самого педагога, так и для методической службы учреждения. В одном документе отражена вся работа по самообразованию и профессиональному росту преподавателей.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×