Солоневич Марина Анатольевна,
заместитель директора МБУДО «ДШИ №2», г. Сургут
Самообразование как важнейшая форма повышения квалификации педагогов МБУДО «ДШИ №2 города Сургута
«..Я чувствую себя вправе сказать:
«Да здравствует самообразование во всех областях!..»
Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от личной мотивации каждого в отдельности и условий, способствующих профессиональному росту и личностному совершенствованию.
Самым важным являются изначально заложенные способности к саморазвитию и самообогащению знаниями. Только приученный человек находить в познании нового, неизведанного особый смысл и удовольствие способен двигаться дальше и развиваться. Но что важнее для преподавателя (учителя) – это самосовершенствование или умение транслировать накопленные знания своим ученикам, воспитанникам. Главное не много знать и уметь, а желать и методически грамотно подать материал, затем еще и от своего труда получать удовлетворение – вот то, что в конечном итоге будет способствовать эффективному развитию навыков ученика, способного самостоятельно идти по жизни и умело применить полученные знания и умения.
Наиболее эффективна такая форма самообразования, которая позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации учебно-воспитательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации преподавателя.
Основные критерии самообразования педагогов:
Определение темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов преподавателя.
1.Интеграция направлений деятельности педагогов с реализуемой программой (ДПП, ДОП) и всем циклом преподаваемых дисциплин (индивидуальных и групповых занятий по программам учреждения дополнительного образования).
2.Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой УДО:
- помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования;
- предоставление права выбора куратора (для молодых и вновь принятых на работу преподавателей), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма педагога;
- использование ресурса школьной библиотеки и изучение опыта работы ведущих педагогов УДО (посещение открытых уроков, мастер-классов, теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
- предоставление возможности презентовать свой педагогический опыт на различных уровнях(школьном, муниципальном, окружном, всероссийском): выступления с докладами (сообщениями, открытые уроки, мастер-классы, профессиональных конкурсах, семинарах-практикумах, родительских собраниях, презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды и т.д.).
- составление Личного творческого план преподавателя/концертмейстера в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом каждого преподавателя
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Основная цель организации работы по самообразованию педагогов «Стимулирование у педагогов развития творческих и деятельностных способностей» путем:
- непрерывного повышения квалификации педагогов;
- организации наставничества в учреждении;
- планирование работы по самообразованию;
- совершенствования педагогических технологий;
- прохождения аттестации как формы повышения квалификации;
- участие в профессиональных конкурсах;
- участие в концертной и выставочной деятельности.
Это поспособствует:
- развитию у педагогов «продуктивности мышления», через продвижение своих идей по учебно-воспитательному процессу;
- развитию способности к прогнозированию, оценке результативности своей деятельности;
- умению решать творческие проблемные задачи, ориентированные на альтернативное творческое мышление;
- стимулированию педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности;
- стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;
- развитию социальной значимости (как личности), готовности отстаивать собственную точку зрения, независимости в суждениях.
- проявлению творческого потенциала педагога;
- пропаганде своих достижений, транслирование своего личного педагогического опыта.
Работа педагога по теме самообразования – это целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, психологии и смежных с ними наук. Человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в определении результатов. Не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию, у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение и бывает, что формируют образ педагога как «несовременного человека».
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение дополнительного образования, хотят определить своего ребенка к конкретному педагогу.
- Материальное стимулирование. Квалификационная категория педагога, премии, надбавки, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда заниматься педагогической деятельностью? Самообразование педагога образовательного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам обучения и воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение и внедрение современных педагогических (инновационных) технологий; - методы, приемы, формы обучения;
- ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
- повышение собственного общекультурного уровня, расширения коммуникативной сферы личности;
- охрана здоровья.
Источники самообразования:
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая);
- интернет ресурсы;
- видео-, аудио информация на различных носителях;
- повышение квалификации;
- дистанционные формы обучения, чаты, форумы;
- мастер-классы, семинары, педсоветы, конференции;
- инновационная и проектная деятельность;
- мероприятия по обмену опытом, журналы.
С учетом дифференцированного подхода в профессиональном развитии педагогов можно порекомендовать следующие направления самообразования, отвечающие и личностным потребностям педагогов.
I-я группа. Рекомендации для молодых специалистов:
- необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;
- целенаправленно формировать основы педагогического мастерства, для чего необходимо изучать видео-записи, посещать мастер-классы и открытые уроки своих коллег;
- развивать умения и конструктивные способности на основе самодиагностической (диагностики) программы.
II-я группа. Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет:
- овладевать способами проектирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;
- формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.
III-я группа. Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов:
- развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- пропагандировать свои достижения через публикации, в участии в методических семинарах, практических конференциях;
- развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу. Темы, над которыми работают преподаватели могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.
Выбор темы – это всегда анализ: насколько она актуальна, какие возможности открывает для меня и моих учеников, что я хочу поменять в процессе обучения, что я хочу изучить, освоить, внедрить в практику, как она поспособствует достижению качественно новых результатов в работе. На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный творческий план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание плана – это большой труд, творческая работа и она не должна носить формальный характер.
В плане указываются:
- название темы саморазвития/самообразования;
- актуальность темы;
- миссия преподавателя;
- цель работы;
- задачи;
- основные направления саморазвития/самообразования;
- источники саморазвития/самообразования;
- ожидаемый результат саморазвития/самообразования;
- направления работы;
- сроки выполнения по каждому направлению;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- отчет о проделанной работе (заполняется по мере выполнения разделов плана).
Направления работы над темой:
1.Изучениение нормативно-правовой базы. Преподаватель самостоятельно изучает нормативные документы, регламентирующие педагогическую и воспитательную деятельность. Проводит анализ новых законодательных актов системы образования. В помощь педагогу интернет ресурсы и официальный сайт учреждения.
2. Повышение методологического уровня. Педагог самостоятельно для себя определяет волнующие его темы и перечень необходимой для изучения литературы.
3. Повышение дидактического уровня. Преподаватель формирует дидактические пособия по профилю деятельности, с учетом поставленных педагогических задач по реализации образовательной программы, которые существенно улучшат учебный процесс и будут использованы при переходе (в связи с форс-мажорными ситуациями) на дистанционную форму обучения. Собирается весь материал и формируется УМК (теоретический материал, доклады, пособия, методические разработки и т.д.).
4. Повышение профессионального уровня. Происходит путем участия в концертной, выставочной, просветительской деятельности учреждения дополнительного образования детей.
5. Повышение общекультурного уровня. Изучение специальной литературы, посещение концертов, выставок, просмотр телепередач, изучение материалов из интернета, газет, журналов и пр.
6. Работа с родителями/законными представителями. Планирование тематических родительских собраний с учетом злободневных и актуальных проблем. На данном направлении работы преподаватель обязан быть готов не только изложить материал, но грамотно и профессионального ответить на все вопросы, которые волнуют родителей. Для этого необходимо изучить весь доступный материал по освещаемой проблеме с анализом и рекомендациями, опираясь на имеющийся, хорошо изученный и описанный опыт работы с родителями и по теме собрания. Для более качественного подхода в работе педагог может использовать ресурсы учреждений и организаций системы профилактики, сотрудники которых профессионально и грамотно могу изложить и подать материал.
7. Внеучебная работа с учащимися. В разделе отражается вся деятельность преподавателя, направленная на социализацию обучающихся, развитие их личностных особенностей, совершенствование исполнительского мастерства и развитие общего кругозора.
8. Следование принципам здорового образа жизни. В целях сохранения и поддержания здоровья детей (через вовлечение в процесс родителей) и самого преподавателя планируется работа с учетом здоровьесберегающих технологий в системе обучения и развития обучающихся.
По окончании учебного года каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводом. Работа по теме самообразования оформляется документально. Каждый результат в последующем будет использован при подготовке преподавателя к аттестации, награждении (наградами всех уровней) и т.д.
Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
- повышение качества обучения (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные методические разработки, пособия, программы, сценарии, исследования;
- публикации;
- рекомендации по совершенствованию форм, методов и приемов обучения;
- дидактический материал с обоснованием и описанием;
- интерактивные и мультимедийные наглядные пособия;
- разработка и проведение открытых уроков, участие в семинарах, мастер-классах по современным образовательным технологиям;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, заседаниях городских методических советах;
- использование материалов для прохождения аттестации на квалификационную категорию;
- размещение материалов на сайте учреждения;
- творческий отчет;
- транслирование передового педагогического опыта на конференциях и в СМИ.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на методических объединениях, педагогических советах, мастер класс, открытое занятие, практикум и т.д.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
По итогам первого года работы педагогов МБУДО «ДШИ №2» по новым Личным творческим планам уже была видна их «полезность» как для самого педагога, так и для методической службы учреждения. В одном документе отражена вся работа по самообразованию и профессиональному росту преподавателей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат