Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Система работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованных действий . Работа №28337

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Система работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованных действий
Работа:
Система работы по развитию музыкальныхспособностей детей дошкольного возрастапосредством музыкально-театрализованных действийМузыкальный руководительвысшей категорииМДОУ детский сад № 27Сказкаг. Северодвинск
Парахина С. В.Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но эти годы имеют неоценимое значение. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно.Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя.Театрализованная деятельностьявляется неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться,сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые (В. А. Сухомлинский).
Актуальностьизбранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из дидактической становится развивающей, а значит использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь ссовременными идеями развивающегообразования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.Научная новизна и теоретическая значимостьопыта состоит в том, что музыкальный спектакль является нетрадиционной формой развития музыкальных способностей детей, но очень эффективной по сравнению с традиционными занятиями, предлагаемыми нашими методиками, а также в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально-театрального искусства. Определены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности, предусматривающие:- применение разработанных принципов развития творческих способностей дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;- организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые вразнообразных формахмузыкально-театрализованной деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, пластические этюды, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).- накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.Цельюработы является: формирование всесторонне развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности и определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Наряду с общепедагогическими задачами - формирование основ нравственности, патриотизма – моя работа направлена на решение
следующихзадач:
- создание условий для развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;
- привитие интереса к музыкально-театрализованной деятельности;
- раскрытие музыкальных возможностей детей, совершенствуя навыки сольного пения, музыкально-ритмических движений;
- учить детей импровизировать при создании выразительного образа;
героев в музыкальных спектаклях;
- расширить представление детей об окружающем мире, формировать
познавательный интерес, способствуя всестороннему развитию
личности;
-участие, помощь родителей в музыкально-театрализованных представлениях
- диагностика музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.Главным условием, при котором возможно наиболее полное эмоциональное и музыкальное воспитание ребёнка через приобщение к музыкальному театру – этосоздание необходимой среды:имеется эстетически оформленный музыкальный зал, оснащенный необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям: музыкальный центр, микрофон, набор дисков с записями музыки различных жанров, детских песен, мультимедиа, музыкальные инструменты, дидактические пособия и атрибуты, ширма, кукольный театр, костюмы, шапочки для театрализации. В группах имеется музыкальные и театральные уголки.
Музыкально-театрализованное представление начинается с составления плана проведения. Совместное продумывание, фантазирование, рождение идей – настоящая педагогика творческого процесса и детей и взрослых.
Подготовка к музыкально-театрализованному представлению. В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
- следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
- заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- обучение через игру;
- импровизация;
- радость успеха;
- подбор доступного и интересного материала;
- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в
жизни людей.
- целостный подход в решении музыкально-специфических задач
(развитие всех видов музыкальной деятельности: слушание-восприятие, детское исполнительство, детское музыкальное творчество, музыкально-образовательная деятельность).
- принцип последовательности, который предусматривает усложнение
задач по всем разделам музыкального воспитания (разработка
перспективного плана, сценариев музыкальных спектаклей).Я считаю, что немаловажную роль в театральной деятельности играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником, активно включаясь в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.Наш коллектив придает большое значение работе с родителями.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
-основы домашнего театра;
-обучениеорганизации самостоятельной театрализованнойдеятельности;
-совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
-консультации по вопросам творческого развития детей;
-родительские собрания, круглые столы, мастер классы.
Участие взрослых в музыкальных спектаклях заинтересованность родителей, совместное изготовление красивых костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.(Сказочные Новогодние представления, или в младших группе показ сказки своим детям Музыкальная Репка)2.В своей работе я использовала различные методы (наглядный, словесный), приёмы (эмоциональной заинтересованности, игровой), формы организации музыкально-театрализованной деятельности (музыкально- театрализованные представления, игры, пластические этюды фольклорные праздники и т.д.) На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, размер и т.д.) В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы заинтересовать и помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.(Воспитать в детях эмоциональность, научить ими пользоваться при исполнении песен, сюжетных танцев.Методы и приемы, формы организации 3. Дети с большим удовольствием поют и танцуют в музыкальной сказке, чем на занятиях, так как они пропускают через себя образ героя, поэтому их пение становится более эмоциональным и выразительным, а движения более характерными. Действие спектакля увлекает детей, воспитывает чувство коллективизма, даёт им возможность наиболее выразить свои способности в музыке. Приступая к работе над спектаклем, я ставлю следующие задачи:
продолжать работу по созданию выразительного образа героя вмузыкальных сценах сказки;
совершенствовать навыки сольного исполнения песен( петь в хар -р , без напряжения, плавно, лёгким звуком в диапазонере1 –до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента);
совершенствовать музыкально-ритмические движения в соответствии с музыкальными фразами, менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять движения различного характера, продолжать учить детей инсценировать содержание песен;
продолжать содействовать становлению ребёнка как личности,
будоражить в нём чувства и эмоции, активизировать работу мысли и
воображения.
Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр мультфильмов, фильмов. Это помогает более рационально использовать время на занятиях, что решает проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Сказка получается зрелищной, если каждый ребёнок переживает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей.
Работая над темой Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованных действий, я вывела для себя следующую формулу:
Музыкальный спектакль=
Индивидуальная работа +
Работа с подгруппой +
Работа с целым коллективом детей+
При подготовке к спектаклю проводится большая индивидуальная работа, затем в подгруппах при подготовке отдельных сцен или эпизодов в сказке, и вконце - работа со всем коллективом. (Коллектив актеров может менятся)
В музыкальных сказках принимают участие дети всей группы или подгруппа детей. Роли распределяются в соответствии с музыкальными, эмоциональными, творческими возможностями. Таким образом, чтобы каждому ребёнку его роль была понятна, доступна и интересна.
Музыкальная сказка является завершающим этапом, так сказать итоговым занятием определённого объёма работы.4. Театрализацию в работе с детьми я использую с самого младшего возраста. Во второй младшей группе формирую у детей простейшие образно-выразительные умения. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.В отражении сказочных образов животных, анализируют характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы,листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча.Наши дети уже со 2 младшей группы показывали сказки: Курочка ряба, Страшный зверьВ средней группе обучаю детей элементам художественно-образных средств. Я провожу работу над тем, чтобы дети учились передавать настроение, менять мимику(в песне Пчелки не мешайте, укушу - лицо сердитое; поет веселый жук - лица радостные).(Ставили фольклорную сказку Волшебный шиповник-Кораблик детства)С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения ( Теремок, Репка, Муха-Цокотуха, Заюшкина избушка, Рукавичка и др.) В старшей группе совершенствуются художественно-образные исполнительские умения, вподготовительной к школе групперазвиваю творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.Дети сами сочиняют и становятся режиссерами и постановщиками сказок. Так в подготовительной группе дети стали авторами сказки - Новогодняя история. Которую они с удовольствием показывали детям из других групп.
5. Итогом определённого объёма работы является музыкальный спектакль. Дети с большим удовольствием поют, танцуют и играют в музыкальной сказке, пропуская через себя образ героя, поэтому их пение становится более эмоциональным, выразительным, а движения более характерными. Действие спектакля увлекает детей, воспитывает чувство коллективизма, даёт им возможность наиболее выразить свои способности в музыке.Занимаясь с детьми музыкально-театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и этим самым развиваем музыкальные способности детей.
Проведённое диагностирование по этой системе воспитания показывает систематический рост музыкальных творческих качеств и их устойчивость, а также попутно расширение словарного запаса, улучшение внимания, формирование нравственных качеств.
- Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
-У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
-Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, в видах деятельности, речи).
-У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Наши артисты становятся победителями областных и городских фестивалей театрального творчества : Кораблик детства, Играем в театр
Участие ребёнка в музыкальных спектаклях есть не что иное, как праздник и возможность, пусть ненадолго, стать героем, поверить в себя, в свои силы, раскрыть себя эмоционально, ощутить восторг при подаренных ему аплодисментах
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×