Приемы раскрытия значения слов и
активизация словаря в поликультурной школе
Абдулаева Татьяна Константиновна, учитель русского языка и литературы
Одним из важных аспектов проблемы развития устной и письменной речи учащихся-инофонов является обогащение словарного запаса, выработка у них навыков свободно и правильно выражать мысли в устной и письменной форме.
Выбор приемов объяснения слов в первую очередь зависит от характера выбранных для объяснения слов, от уровня владения русским языком учащимися, от сходства или различия значений слов в русском и родном языках.
Объяснение слова путем подбора синонима или антонима имеет преимущество перед другими в том отношении, что помогает учащимся повторять синонимический ряд и подбирать из него наиболее подходящие в данном случае.
Объяснение незнакомого слова путем определения предмета, название которого оно обозначает, то есть подбор к видовому понятию родового, и наоборот, применяется уже в средних классах.
Прием раскрытия значения слова в контексте имеет большое преимущество перед другими видами словарной работы. Учитель спрашивает слово вне контекста, когда внимание учащихся сосредоточено, предлагает уяснить слово через соответствующий контекст. При этом учащиеся указывают, какие слова в контексте помогли пониманию незнакомого слова.
Для раскрытия значения слова большое значение имеет морфологический анализ слова: анализ значения корня, приставки, суффикса. Анализ корня особенно важен, так как корень является носителем основного семантического значения слова. Морфологическим анализом слов можно заниматься в том случае, когда анализ морфемы (корня, приставки, суффикса) помогает пониманию однокоренных слов.
Толкуя слова, учителя обычно сосредотачивают внимание на значении корня, оставляя подчас в тени значение приставок, суффиксов. Суффиксы так же, как и целые слова могут быть многозначными, среди них есть омонимы, синонимы, антонимы. Значения суффиксов и приставок более обобщены, абстрактны, менее ясны, наглядны. Знание учащимися смыслового значения корней, суффиксов, приставок помогают уяснить и значение в целом.
Активизация словаря
Новые слова после раскрытия их значений лишь тогда хорошо запоминаются, если их своевременно и правильно закрепить. Закрепление слов новых для учащихся должно начинаться сразу же после их введения. На каждом уроке учитель раскрывает значения 4-5 слов, затем после многократного повторения раскрывает значение слова.
Новые слова после их семантизации по последующих 8-12 уроках должны быть включены в различные предложения, словосочетания.
При раскрытии значения новых слов необходимо использовать разнообразные приемы, действующие на различные органы чувств учащихся; произнесение новых слов учителем (слуховое восприятие), чтение учащимися слов, напечатанных в книге, рассматривание предметов, картин, раскрывающих значение слов, устное воспроизведение новой лексики учащимися, запись новых слов.
Хорошим приемом активизации учащихся по усвоению новой лексики является сравнение. Например, Я вас не задерживаю? Нужно задержать машину.
Интересной формой повторения лексики может быть и тематическая группировка слов. При тематической группировке слов, подлежащих усвоению, облегчается связь словарной работы с занятиями по морфологии и с творческими работами по развитию речи.
Систематически проводимая словарная работа позволит учителю объяснять значение новых слов. Словарной работе предшествует работа над произношением, ударением, а приемы раскрытия лексического значения слова определяет сам учитель.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат