Гаркушова Наталья Андреевна,
Морозова Вероника Александровна,
Наконечная Ольга Викторовна
МБОУ СОШ № 24 структурное подразделение «Детский сад»
Город Белгород
Духовно –нравственное воспитание детей через произведения устного народного творчества.
Духовно –нравственное воспитание-одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношения к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к устному народному творчеству.
Фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Произведения устного народного творчества играют важную роль в формировании нравственных представлений у малышей. Фольклор сохранил в себе особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям . Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Деление устного народного творчества на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе.
Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы ,поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности и в наше время. Былины направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций, на патриотизм русского народа, который, не смотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её.
Первое знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок поговорок, колыбельных песен.
Потешки имеют очень большое значение для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: « Не плачь, не плачь, куплю калач».
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Пестушки, колыбельные песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, родные люди, окружающие его. От того что слышит и видит ребенок с детства зависит сформирование его сознания и отношения к окружающему.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействуют на нравственно эмоциональную сферу малыша. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти её решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих- к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки , как злобность, заносчивость, трусливость, глупость.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат