Малявин Д.А.
Трифонова Т.М
Использование ИКТ в подготовке бакалавров учителей биологии.
Малявин Д.А. – студент Тихоокеанского Государственного Университета, группы ПОБХ (б)-71, направление подготовки «44.03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (биология и химия)» факультета естественных наук, математики и информационных технологий
Трифонова Т.М. - преподователь Тихоокеанского Государственного Университета, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и химии.
Аннотация
В настоящее время информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали важной составляющей нового поколения в условиях глобализации. Не только дети, но и молодые или пожилые люди используют ИКТ всегда и везде. Для того, чтобы максимально использовать ИКТ, нужна стратегия для интегрированных ИКТ в образовании. Особенно в области биологического образования применение ИКТ вызывает интерес у студентов. Студенты могут строить свои мысли о невидимом объекте с помощью технологий. Они могут повысить свою мотивацию к учебной деятельности. С другой стороны, для преподавателей биологии они могут воспользоваться многими преимуществами ИКТ. Они могут расширить источники биологических материалов с помощью ИКТ вне зависимости от пространства и времени. Кроме того, они могут модифицировать средства обучения, а также разрабатывать учебные материалы.
Ключевые слова: ИКТ в образовании, использование ИКТ в ВУЗах, презентации PowerPoint, применение ИКТ на биологии
Annotation
Currently, information and communication technologies (ICT) have become an important component of the new generation in the context of globalization. Not only children, but also young or elderly people use ICT always and everywhere. In order to make the most of ICT, a strategy for integrated ICT in education is needed. Especially in the field of biological education, the use of ICT is of interest to students. Students can build their ideas of the invisible object with the help of technology. They can increase their motivation for learning activities. On the other hand, for biology teachers, they can take advantage of the many benefits of ICT. They can expand the sources of biological materials through ICT, regardless of space and time. In addition, they can modify the training tools as well as develop training materials.
Keywords: ICT in education, use of ICT in Universities, PowerPoint presentations, application of ICT in biology
Введение
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в процессе глобализации. ИКТ определяются ЮНЕСКО как формы технологии, используемые для создания, отображения, хранения, манипулирования и обмена информацией [3, c.46]. В целом, ИКТ включают в себя: компьютер, программное обеспечение, аппаратное обеспечение, социальные сети, интернет и т.д.
В сфере образования ИКТ были интегрированы как в школе, так и в университете. В биологическом образовании применение ИКТ вызывает интерес у студентов. Студенты не только приобретают учебные ресурсы, но и могут более свободно взаимодействовать и сотрудничать со своими друзьями. Для преподавателей, применение ИКТ делает их более легко контролировать свой класс, делает удовольствие в учебной деятельности, а также повысить мотивацию студентов.
Многие преподаватели проявляют большой энтузиазм в применении ИКТ. В основном, они используют PowerPoint для поддержки своей презентации в учебной деятельности. Они также используют видео, как иллюстрированные их материалы. Особенно в биологии, ИКТ могут сделать материалы конкретными и живыми. Например: использование видео в обучении пищеварительного процесса, использование анимации в обучении поглощению воды в корнях и использование изображения в обучении хромосоме, ДНК и генам.
В биологическом образовании, преподаватели больше не используют традиционные методы и стараются максимально задействоваать ИКТ в своей учебной деятельности. Хотя, применение ИКТ еще используется не повально, но большинство преподавателей стремятся применять ИКТ на своих уроках.
Целью данного исследования является изучение:
Использования ИКТ преподавателями в биологическом образовании,
Частоты применения ИКТ в преподавании и перспектив использования ИКТ преподавателями биологического образования.
Ограниченность этого исследования заключается только в изучении применения ИКТ в восприятии лекторов.
Методы исследования
Респондентами данного исследования являются преподаватели биологического образования Педагогического института Тихоокеанского Государственного университета. В основном это преподаватели бакалаврского направления образования. Их возраст от 35 лет, и большинство из них имели педагогический стаж более 5 лет.
Это исследование использует качественные методы с анкетами для сбора данных. Анкеты включали 15 пунктов со шкалой Лайкерта и 2 открытых вопроса. Предметы были разделены на три группы: использование ИКТ в преподавании, перспективы лекторов об ИКТ и наиболее популярное использование ИКТ в преподавании биологии и учебном процессе.
Результат и обсуждение
Информационный фон респондентов характеризовался по следующим переменным: пол, специализация, возраст, количество лет обучения, компетентность в области ИКТ, наличие сертификата о прохождении краткосрочных курсов ИКТ. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Характеристика лекторов (N= 10)
Переменные
Категория
Частота
%
Пол
Мужской
2
20 %
Женский
8
80 %
Специализация
Образование
1
10 %
Ботаника
1
10 %
Зоология
1
10 %
Экология
2
20 %
Другие
5
50 %
Возраст
20-30
0
0 %
31-40
4
40 %
41-50
6
60 %
Стаж работы в образовании
Менее 2.5 лет
0
0 %
2.5 - 5 года
0
0 %
Более 5 лет
10
100 %
Компетентен в области ИКТ
Да
10
100 %
Нет
0
0 %
Собственный сертификат о прохождении краткосрочных курсов ИКТ
Да
0
0 %
Нет
10
100 %
Из таблицы 1 видно, что выборка лекторов составила 10 человек, из них 8 женщин (80%) и 2 мужчин (20%). Их возраст от 31 года. Что касается опыта работы преподавателей, то 100% преподавателей имели опыт преподавания более 5 лет. Большинство из них имееют профильное образование. Компетентность в области ИКТ показало высокий результат 100% преподавателей владеют в совершенстве ИКТ, но не имея именных сертификатов прохождения курсов ИКТ.
Частота применения ИКТ в преподавании.
Аспект использования ИКТ, разработанный из 3 категорий: учебные ресурсы, учебная организация обучения и коммуникации. Учебные ресурсы состоят из: веб-сайтов, образовательных программ, видео, образовательных игр и электронных средств массовой информации.
Учебная организация обучения включает в себя, системы управления обучением (e-learning), MS Office и использование комбинированного файла для создания презентации. Категория связи, состоят из электронной почты и социальной сети.
В таблице 2 представлена частота использования ИКТ в обучении.
Во-первых, в качестве учебных ресурсов более 70% ИКТ не использовали преподаватели в преподавании, такие как веб-сайты, видео и электронные средства массовой информации. В то время как, образовательные программы и образовательные игры 50% преподавателей не использовали его, а 20% использовали с частотой менее одного раза в месяц.
Во-вторых, ИКТ как учебное средство, более 90% лекторов используют MS Office и делают презентацию с объединением любых файлов более одного раза в месяц. В то время как, электронное обучение 90% преподавателей не использовали его в преподавании и 10% используют его 1 раз в месяц.
В-третьих, коммуникационная категория, часть из них использует электронную почту в качестве поддержки обучения менее одного раза в месяц, а другие преподаватели 90% не используют ее вообще. 90 % преподавателей никогда не используют социальные сети в преподавании, 10% используют их реже одного раза в месяц.
Таблица 2. Частота использования ИКТ в обучении
№
Вопросы
Частота использования
Общее количество
Еженедельно
2 раза в мес
1 раз в мес
Менее одного раза в месяц
Никогда
1.
Как часто вы используете интернет в качестве учебных ресурсов?
Кол-во
4
2
1
3
0
10
%
40%
20%
10%
30%
0%
100%
2.
Как часто вы обучаете программному обеспечению как учебным ресурсам?
частота
0
0
1
4
5
10
%
0%
0%
10%
40%
50%
100%
3.
Как часто вы используете электронное обучение в обучении?
частота
0
0
1
0
9
10
%
0%
0%
10%
0%
90%
100%
4.
Как часто вы используете видео, рекомендуемые студентам в качестве учебных ресурсов?
частота
1
2
3
3
1
10
%
10%
20%
30%
30%
10%
100%
5.
Как часто вы используете Ms.Office в качестве поддержки обучения?
частота
9
1
0
0
0
10
%
90%
10%
0%
0%
0%
100%
6.
Как часто вы используете электронную почту для обучения?
частота
1
2
2
5
0
10
%
10%
20%
20%
50%
0%
100%
7.
Как часто вы используете социальные сети (например, Whatssapp, Facebook, Twitter, Yahoo Messenger, Skype и т. д.) В качестве поддержки обучения?
частота
0
0
0
1
9
10
%
0%
0%
0%
10%
90%
100%
8.
Как часто вы используете образовательные игры в качестве поддержки обучения?
частота
0
0
0
2
8
10
%
0%
0%
0%
20%
80%
100%
9.
Как часто вы используете электронные средства массовой информации (например, электронную книгу, электронный модуль, электронный журнал и т. д.) В качестве поддержки обучения?
частота
0
0
0
1
9
10
%
0%
0%
0%
10%
90%
100%
10.
Как часто вы делаете и проектируете презентацию, комбинируя файлы любого типа (например, видео, звук, изображение, анимация и т. д.)?
частота
5
2
2
1
0
10
%
50%
20%
20%
10%
0%
100%
Таким образом, более 60% приложений ИКТ используются в качестве учебных ресурсов преподавателями для студентов. Хотя некоторые приложения ИКТ, такие как программное обеспечение для образования, электронное обучение и образовательные игры, некоторые преподаватели еще не использовали его, либо никогда, либо менее одного раза в месяц. Большинство преподавателей чаще всего используют Microsoft Office для поддержки своей лекции.
Перспективы использования ИКТ преподавателями биологического образования.
Мнение преподавателя об использовании ИКТ в учебной деятельности - это новшество в стилях обучения.
Более 80% преподавателей согласны с применением ИКТ в преподавании. Менее чем 20% они согласны с использованием ИКТ для контроля класса, общения со студентами и профессионализма в качестве преподавателя.
Таблица 3. Перспективы по применению икт
№
Заявления
Предварительный расчет
Общее количество
Полностью согласен
Согласен
Частично согласен
Не согласен
Полностью не согласен
1.
ИКТ делает учебную деятельность легко понятной и интересной
частота
7
3
0
0
0
10
%
70%
30%
0%
0%
0%
100%
2.
ИКТ повышают мотивацию студентов
частота
6
4
0
0
0
10
%
60%
40%
0%
0%
0%
100%
3.
ИКТ облегчает контроль над классом
частота
4
4
2
0
0
10
%
40%
40%
20%
0%
0%
100%
4.
ИКТ делает общение со студентами более достижимым
частота
4
4
2
0
0
10
%
40%
40%
20%
0%
0%
100%
5.
ИКТ делают меня более профессиональным в качестве преподавателей
Частота cy
3
6
1
0
0
10
%
30%
60%
10%
0%
0%
100%
Таблица 3 показывает, что 100% преподавателей согласны с тем, что ИКТ делают учебную деятельность интересной и повышают мотивацию студентов. Более 80% из них согласны с тем, что с помощью ИКТ преподаватели могут контролировать классы, а также делает общение более эффективным. около 90% преподавателей согласны с тем, что ИКТ делают их более профессиональными.
Использование ИКТ преподавателями биологического образования.
В анкете также доступен открытый вопрос для приглашения лекторов, изучающих их опыт использования ИКТ в преподавании. Заявления, сделанные в отношении простоты применения и часто используемых приложений для поддержки обучения.
Таблица 4 показывает, что РРТ (PowerPoint) широко использовался преподавателями. Более 80% преподавателей заявили, что PPT является наиболее простым приложением для использования в учебной деятельности. Кроме PPT некоторые преподаватели также используют видео, чтобы поддержать свою лекцию. Особенно в биологии, видео делает урок более живым и интересным. Другие приложения, например MS excel, lectora, mind map, Corel Video editor и Microsoft, используемые некоторыми преподавателями для поддержки их обучения с низким процентом менее 10%.
Таблица 4. Открытые вопросы об икт
Преподаватель
Какие приложения легче Вам использовать для преподавания?
Какие приложения вы используете чаще всего для поддержки учебной деятельности?
1
Microsoft
Microsoft
2
PPT, Excel, Corel Видео редактор
PPT, Excel, Corel Видео редактор
3
PPT
PPT, Видео
4
PPT
PPT
5
PPT, Видео
PPT, Видео
6
Lectora
PPT
7
PPT, Mind Map
PPT
8
PPT
PPT
9
PPT
PPT, Видео
10
PPT
PPT с комбинацией
PowerPoint является наиболее часто используемым приложением преподавателями. PowerPoint входит в пакет программ Microsoft Office, поэтому не слишком отличается от Ms.World или Ms.Excel и считается простым приложением. Таким образом, лекторам не нужны курсы, чтобы использовать его [1, 55].
Презентация PowerPoint представляет собой сложную смесь текста, графики, объяснений, расширенных возможностей программного обеспечения и взаимодействия в реальном времени с аудиторией [2]. Цель использования презентаций PowerPoint состоит в том, чтобы поддержать лекторов, выделяя ключевые моменты, стимулировать интерес с помощью клипарта и мультфильмов, а также отображать информацию о заданиях [3].
PowerPoint оказвыают воздействие по многим направлениям: повышение мотивации студентов [4], самоэффективность и академические успехи студентов. Кроме того, было обнаружено, что PowerPoint оказывают влияние на кратковременную память при правильном проектировании, но было обнаружено, что PowerPoint не оказывают влияния на долгосрочную память студентов [2].
На самом деле, качество презентации PowerPoint зависит от производителя. Конечно, презентации, которые хорошо подготовлены, окажут положительное влияние на обучение. Хотя принципы, необходимые для создания презентаций PowerPoint, не определены, лекторы должны обратить внимание на то, как сделать презентации хорошо. Общие принципы для создания презентаций, такие как использование текста (размер, тип, темы, цвет и т.д.); как сделать дизайн слайдов (темы шаблонов, цвет, эффект и т.д.); переход слайда; анимация слайда; вставка видео или аудио в слайд; и т. д. Кроме того, материалы должны соответствовать основным компетенциям, целям обучения и характеристикам учащихся.
Учителя биологии и химии наиболее широко используют слайды PowerPoint в своем обучении, в то время как учителя физики наиболее широко используют классные доски. С другой стороны, учителя биологии также используют видео и учебники. Причина этого несоответствия, вероятно, может исходить из убеждений, что PowerPoint является более подходящим в зависимости от содержания обучения.
Кроме того, есть один интересный и важный вопрос. Речь идет о том «влияет ли ИКТ на результаты обучения?». На самом деле данные о влиянии ИКТ по-прежнему противоречивы [6].
Фактически, использование ИКТ может вызывать как отрицательный, так и положительный эффект. Это зависит от многих факторов, таких как:
особенности проектирования и использования ИКТ;
– характеристика содержания материалов;
– характеристика студентов;
– ожидание основных компетенций;
– особенности объединния ИКТ с другим программным обеспечением;
– навыки преподавателя.
Таким образом, ИКТ должен не трансформироваться в образовании, а поддерживать педагогическую практику. ИКТ-это не просто инструмент, который должен быть принят как таковой в сложившейся ситуации, но он оказывает влияние на несколько факторов, таких как роль учителя, методы преподавания, сотрудничество учащихся и задачи обучения [5, c.24].
Результаты исследования показали, что ИКТ были внедрены в преподавание и обучение в биологическом образовании Педагогического Института Тихоокеанского Государственного университета.
Особенно в области биологического образования, будущие учителя биологии должны уметь делать презентации и представлять их слушателям, потому что они сами будут учителями в будущем.
Выводы.
Основываясь на результатах исследований, можно сделать вывод, что:
1. Наиболее популярным приложением, используемым преподавателями биологического образования, является PowerPoint.
2. Частота лекторов, использующих ИКТ в преподавании, как правило, составляет 90% лекторов, использующих MS Office каждую неделю.
3. Перспективы лекторов в отношении ИКТ в том, что ИКТ делает учебную деятельность интересной и повышает мотивацию студентов.
Список литературы
Гордиенко Т.П., Смирнова О.Ю. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования // Дистанционные образовательные технологии: материалы
I
Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г. Ялта, 19-23 сентября 2016 года) / отв. ред. В.Н. Таран. - Симферополь, ИТ «АРИАЛ», 2016. - С. 55-58.
Грабовский П. П. Использование электронных образовательных ресурсов как средства развития ИКТ-компетентности учителя в системе последипломного педагогического образования // ОТО. 2013. №1.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
ispolzovanie
-
elektronnyh
-
obrazovatelnyh
-
resursov
-
kak
-
sredstva
-
razvitiya
-
ikt
-
kompetentnosti
-
uchitelya
-
v
-
sisteme
-
poslediplomnogo
(дата обращения: 08.11.2019).
Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
Камнева В. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования // Скиф. 2018. №3 (19).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
ispolzovanie
-
informatsionno
-
kommunikatsionnyh
-
tehnologiy
-
v
-
sisteme
-
vysshego
-
obrazovaniya
(дата обращения: 08.11.2019).
Марина
A
.
B
. Практикум по методике обучения биологии. Ч. 1. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017.
102 с.
Марина А. В. Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины "Методика обучения биологии" и его применение в подготовке будущих учителей биологии // СНВ. 2018. №2 (23).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
proektirovanie
-
uchebno
-
metodicheskogo
-
kompleksa
-
distsipliny
-
metodika
-
obucheniya
-
biologii
-
i
-
ego
-
primenenie
-
v
-
podgotovke
-
buduschih
(дата обращения: 08.11.2019).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат