Влияние ИКТ на процесс формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи
Многие известные авторы занимались исследованием связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко). Их труды позволяют понять, что при недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушены все компоненты речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Нами было проведено экспериментальное исследование состояния связной речи у дошкольников с ОНР III уровня по методике В.П.Глухова. В выборку вошло 50 детей старшей группы, в возрасте 5-6 лет. Анализ результатов показал, что 47% детей имеют низкий уровень развития связной речи, из которых 4% детей не справились с большинством заданий. У 49% испытуемых был выявлен недостаточный уровень развития связной речи, при этом дети не могут без посторонней помощи составить рассказ или пересказ. Так же у детей с общим недоразвитием речи в ходе обследования наблюдались низкий уровень развития внимания, недостаточная его устойчивость и ограниченные возможности распределения внимания. Такая ограниченность внимания значительно усложняет задачу обучения ребенка навыку связного говорения, зачастую бывает сложно удержать внимание ребенка на конкретном задании[1, с. 351].
Таким образом, можно сделать вывод, что использования традиционных средств и методик коррекционного воздействия становится недостаточно, и процесс развития связной речи детей с ОНР требует поиска путей повышенной эффективности работы в данном направлении с учетом специфики развития речи у детей с речевыми нарушениями. Сейчас с этой целью в логопедию вносятся различные инновационные средства проведения занятий, одним из которых являются информационно-коммуникативные технологии
В исследованиях специалистов отмечаются существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями [3, с. 145-149].
Мы считаем, что внедрение компьютера позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать коррекционное занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным. Компьютерные технологии в отличие от традиционных форм обучения и воспитания позволяют предъявлять информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес к деятельности. К тому же компьютер предоставляет возможность реализовать индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.
Использование компьютера на занятиях позволяет предотвратить утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы логопеда и ребенка в целом, а действия, происходящие на экране, помогают удерживать внимание ребенка. При работе с компьютерной программой у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), зрительно-пространственные отношения.
Однако современные компьютерные технологии являются лишь средством, вспомогательным обучающим материалом и новым методом работы, обогащающим и преобразовывающим предметную среду, и не могут заменить участия в коррекционном процессе специалиста..
Можно сделать вывод, что при использовании ИКТ в развитии связной речи дошкольников с речевыми нарушениями повышается содержательность и связность монологической речи, речевая активность, развивается речевое творчество, развиваются психические процессы детей, особенно мышление.
Список использованных источников
Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб
.:
Лань., 2003. - C. 351
Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 20
Кечаева И. Н. Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста / И. Н. Кечаева, Силкина С.Д. - С .145-149
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат