ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ
Предваряя ᅟправовой ᅟанализ ᅟнорм ᅟо ᅟлесных ᅟучастках, ᅟнеобходимо ᅟнапомнить, ᅟчто ᅟлесные ᅟучастки ᅟявляются ᅟнедвижимым ᅟимуществом, ᅟследовательно, ᅟк ᅟним ᅟприменяются ᅟнормы ᅟгражданского ᅟзаконодательства, ᅟно ᅟтолько ᅟесли ᅟиное ᅟне ᅟустановлено ᅟЛесным ᅟкодексом ᅟРФ.
Стоит ᅟсогласиться ᅟс ᅟмнением ᅟГ.Е. ᅟБыстрова ᅟо ᅟтом, ᅟчто ᅟтакое ᅟзамещение ᅟпонятий ᅟобъясняется ᅟсознательным ᅟжеланием ᅟзаконодателя ᅟвывести ᅟотношения, ᅟсвязанные ᅟс ᅟоборотом ᅟлесных ᅟучастков, ᅟпереводом ᅟлесных ᅟучастков ᅟи ᅟземель ᅟлесного ᅟфонда ᅟв ᅟземли ᅟиных ᅟкатегорий, ᅟв ᅟтом ᅟчисле ᅟи ᅟвключенных ᅟв ᅟгражданский ᅟоборот, ᅟиз ᅟсферы ᅟдействия ᅟлесного ᅟзаконодательства ᅟи ᅟраспространить ᅟна ᅟних ᅟкак ᅟобщие ᅟпринципы ᅟи ᅟположения ᅟГражданского ᅟкодекса ᅟРФ ᅟ, ᅟрегулирующие ᅟсделки ᅟсо ᅟвсеми ᅟобъектами ᅟнедвижимости, ᅟтак ᅟи ᅟземельное ᅟзаконодательство, ᅟустанавливающее ᅟпорядок ᅟиспользования ᅟи ᅟохраны ᅟземель ᅟлесного ᅟфонда. ᅟТаким ᅟобразом, ᅟсоздается ᅟвозможность ᅟприватизации ᅟлесов ᅟбез ᅟвведения ᅟчастной ᅟсобственности ᅟна ᅟних ᅟпутем ᅟизменения ᅟцелевого ᅟназначения ᅟзанятых ᅟлесами ᅟземель ᅟ[3].
Лесные ᅟучастки, ᅟнаходящиеся ᅟв ᅟгосударственной ᅟили ᅟмуниципальной ᅟсобственности, ᅟпредоставляются ᅟна ᅟосновании:
1) ᅟрешения ᅟуполномоченных ᅟв ᅟсоответствии ᅟсо статьями ᅟ81 - 84 ᅟКодекса ᅟоргана ᅟгосударственной ᅟвласти ᅟили ᅟоргана ᅟместного ᅟсамоуправления ᅟв ᅟслучае ᅟпредоставления ᅟлесного ᅟучастка ᅟв ᅟпостоянное ᅟ(бессрочное) ᅟпользование;
2) ᅟдоговора ᅟаренды ᅟв ᅟслучае ᅟпредоставления ᅟлесного ᅟучастка ᅟв ᅟаренду;
3) ᅟдоговора ᅟбезвозмездного ᅟпользования ᅟв ᅟслучае ᅟпредоставления ᅟлесного ᅟучастка ᅟв ᅟбезвозмездное ᅟпользование.
Одним ᅟиз ᅟострых ᅟвопросов ᅟпо-прежнему ᅟявляется ᅟвопрос ᅟо ᅟсобственности ᅟна ᅟлеса. ᅟЕще ᅟв ᅟ1959 ᅟг. ᅟГ. ᅟН. ᅟПолянская ᅟотмечала ᅟнеобходимость ᅟчеткой ᅟформулировки ᅟправа ᅟгосударственной ᅟсобственности ᅟна ᅟлеса, ᅟвключающей ᅟвсе ᅟлеса ᅟкак ᅟестественного, ᅟтак ᅟи ᅟискусственного ᅟпроисхождения ᅟнезависимо ᅟот ᅟих ᅟпринадлежности.
С ᅟпринятием ᅟв ᅟ2006 ᅟг. ᅟЛесного ᅟкодекса ᅟРФ ᅟпроблема ᅟсобственности ᅟна ᅟлеса ᅟтолько ᅟосложнилась. ᅟНовеллой ᅟКодекса ᅟстала ᅟвозможность ᅟиной, ᅟкроме ᅟгосударственной, ᅟсобственности ᅟна ᅟлесные ᅟучастки. ᅟПри ᅟэтом ᅟлесные ᅟучастки ᅟв ᅟсоставе ᅟземель ᅟлесного ᅟфонда ᅟбыли ᅟи ᅟостаются ᅟв ᅟфедеральной ᅟсобственности ᅟ(ст. ᅟ8 ᅟЛК ᅟРФ), ᅟа ᅟформы ᅟсобственности ᅟна ᅟлесные ᅟучастки ᅟв ᅟсоставе ᅟземель ᅟиных ᅟкатегорий ᅟопределяются ᅟв ᅟсоответствии ᅟс ᅟземельным ᅟзаконодательством.
Как ᅟотмечают ᅟмногие ᅟавторы, ᅟэта ᅟконструкция ᅟне ᅟисключает ᅟправа ᅟчастной ᅟсобственности ᅟна ᅟлесные ᅟучастки, ᅟпоскольку, ᅟесли ᅟв ᅟсоответствии ᅟсо ᅟст. ᅟ27 ᅟЗК ᅟРФ ᅟземельные ᅟучастки ᅟне ᅟизъяты ᅟиз ᅟоборота ᅟи ᅟне ᅟограничены ᅟв ᅟобороте, ᅟони ᅟмогут ᅟбыть ᅟобъектами ᅟчастной ᅟсобственности. ᅟ
На ᅟпрактике ᅟсуществует ᅟпроблема, ᅟчто ᅟграждане ᅟне ᅟмогут ᅟнайти ᅟинформацию ᅟо ᅟсвободных ᅟземлях, ᅟа ᅟпроцедура ᅟполучения ᅟземельного ᅟучастка ᅟзанимает ᅟбольшой ᅟпромежуток ᅟвремени ᅟ(более ᅟ3-х ᅟлет). ᅟВ ᅟсвязи ᅟс ᅟэтим ᅟнеобходимо ᅟпринятие ᅟмер, ᅟкоторые ᅟпозволят ᅟгражданам ᅟсвободно ᅟи ᅟбез ᅟволокиты ᅟполучить ᅟз ᅟучастки. ᅟДля ᅟрешения ᅟнеобходимо ᅟсоздание ᅟединого ᅟинформационного ᅟресурса ᅟо ᅟлесных ᅟучастках. ᅟК ᅟсожалению, ᅟданная ᅟинформация ᅟзакрыта ᅟдля ᅟобщего ᅟдоступа, ᅟа ᅟбез ᅟнее ᅟгражданам ᅟпрактически ᅟневозможно ᅟвзять ᅟв ᅟсобственность ᅟ ᅟучасток. ᅟ
Мы ᅟпредлагаем ᅟввести ᅟновую ᅟфункцию ᅟна ᅟпортале ᅟгосударственных ᅟуслуг ᅟРФ, ᅟгде ᅟбудет ᅟсобрана ᅟвся ᅟнеобходимая ᅟинформация ᅟо ᅟлесных ᅟучастках ᅟв ᅟтом ᅟили ᅟином ᅟсубъекте, ᅟи ᅟнеобходимые ᅟсведения ᅟможно ᅟбудет ᅟполучить ᅟпутем ᅟзапроса ᅟна ᅟсвою ᅟэлектронную ᅟпочту. ᅟ
Следующая ᅟзадача ᅟ– ᅟэто ᅟпредоставление ᅟлесных ᅟучастков ᅟльготным ᅟкатегориям ᅟграждан. ᅟВ ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟв ᅟЗемельном ᅟи ᅟлесном ᅟкодексе ᅟРФ, ᅟнет ᅟединого ᅟперечня ᅟграждан, ᅟкоторые ᅟимеют ᅟправо ᅟприобрести ᅟбесплатно ᅟучастки, ᅟнаходящиеся ᅟв ᅟгосударственной ᅟили ᅟмуниципальной ᅟсобственности.
Анализ ᅟзаконодательства ᅟо ᅟземле ᅟсубъектов ᅟРФ ᅟпоказал, ᅟчто ᅟне ᅟво ᅟвсех ᅟсубъектах ᅟРФ ᅟустановлены ᅟперечни ᅟкатегорий ᅟграждан, ᅟкоторые ᅟимеют ᅟправо ᅟна ᅟбесплатное ᅟпредоставление ᅟлесных ᅟучастков. ᅟ
На ᅟнаш ᅟвзгляд, ᅟотсутствие ᅟединого ᅟперечня ᅟкатегорий ᅟграждан, ᅟимеющих ᅟправо ᅟна ᅟбесплатное ᅟпредоставление ᅟлесных ᅟучастков ᅟна ᅟфедеральном ᅟуровне, ᅟвлечет ᅟза ᅟсобой ᅟправовое ᅟнеравенство ᅟграждан ᅟв ᅟотдельной ᅟкатегории. ᅟ
Поэтому, ᅟмы ᅟсчитаем ᅟнеобходимым ᅟ— ᅟзакрепить ᅟв ᅟЗемельном ᅟ ᅟи ᅟЛесном ᅟкодексе ᅟльготные ᅟкатегории ᅟграждан. ᅟТаким ᅟобразом, ᅟнеобходимо ᅟпринимать ᅟдополнительные ᅟмеры, ᅟустранять ᅟбарьеры, ᅟкоторые ᅟмешают ᅟгражданам ᅟсвободно ᅟи ᅟбез ᅟволокиты ᅟполучать ᅟучастки, ᅟпользоваться ᅟими. ᅟПоэтому, ᅟсовершенствование ᅟпорядка ᅟпредоставления ᅟлесных ᅟучастков ᅟявляется ᅟнеобходимым, ᅟдля ᅟповышения ᅟэффективности ᅟи ᅟрациональности ᅟуправления ᅟземлями.
Библиографический ᅟсписок
Лесной
ᅟ
кодекс
ᅟ
Российской
ᅟ
Федерации
ᅟ
от
ᅟ
04.12.2006
ᅟ
№
ᅟ
200-ФЗ
ᅟ
(ред.
ᅟ
от
ᅟ
13.07.2015,
ᅟ
с
ᅟ
изм.
ᅟ
от
ᅟ
30.12.2018)
ᅟ
//
ᅟ
Российская
ᅟ
газета.
ᅟ
№
ᅟ
277.
ᅟ
08.12.2006
Барыкин
ᅟ
Е.А.,
ᅟ
Козырин
ᅟ
А.Н.,
ᅟ
Королева
ᅟ
М.Н.,
ᅟ
Крауз
ᅟ
Т.С.,
ᅟ
Кузин
ᅟ
А.В.,
ᅟ
Куликов
ᅟ
А.С.,
ᅟ
Лагутин
ᅟ
И.Б.,
ᅟ
Панкратова
ᅟ
В.И.,
ᅟ
Папенко
ᅟ
Е.О.,
ᅟ
Сарбукова
ᅟ
А.С.,
ᅟ
Суткевич
ᅟ
Е.А.,
ᅟ
Хрешкова
ᅟ
В.В.,
ᅟ
Якушева
ᅟ
Е.Е.,
ᅟ
Ялбулганов
ᅟ
А.А.
ᅟ
Комментарий
ᅟ
к
ᅟ
Лесному
ᅟ
кодексу
ᅟ
Российской
ᅟ
Федерации
ᅟ
(постатейный)
ᅟ
/
ᅟ
под
ᅟ
ред.
ᅟ
А.А.
ᅟ
Ялбулганова
ᅟ
//
ᅟ
СПС
ᅟ
КонсультантПлюс
ᅟ
Земельное
ᅟ
право:
ᅟ
учебник
ᅟ
/
ᅟ
В.Х.
ᅟ
Улюкаев,
ᅟ
В.Э.
ᅟ
Чуркин,
ᅟ
В.В.
ᅟ
Нахратов
ᅟ
и
ᅟ
др.
ᅟ
М.:
ᅟ
Частное
ᅟ
право,
ᅟ
2016.-
ᅟ
98
ᅟ
с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат