Дошкольная профориентация:
«Расширение и обогащение знаний о профессиях средствами сказкотерапии и ролевой игры в подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
М.Н. Грачева
Педагог – психолог
ГБОУ города Москвы
Школа № 656 им. А.С. Макаренко
Москва
Грачева М.Н. педагог – психолог высшей квалификационной категории ГБОУ города Москвы Школа № 656 им. А.С. Макаренко, Москва, Россия.
E-mail:79099110100@yandex.ru
Анотация: автор статьи делится практическим опытом работы по расширению и обогащению знаний о профессиях средствами сказкотерапии и ролевой игры в подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: расширение и обогащение знаний о профессиях, сказкотерапия, ролевая игра, детьми старшего дошкольного возраста, ранняя профориентация.
Если коснуться истории данной темы, профориентации около 100 лет и рождение ее связано с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека, в это же время появился новый раздел психологической науки – психология профессий.
В середине 20-х годов в СССР по образцу западной была создана советская психотехника, включающая в себя и профориентацию. Но лидер советской психотехники Исаак Нафтульевич Шпильрейн был подвергнут репрессиям и расстрелян в 1937 году. И только в 70 – х годах профессиональная ориентация была реабилитирована и восстановлена знаменитым психологом Евгением Александровичем Климовым. Именно он занялся всерьез теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. «Климовская» классификация профессий, до сих пор служит фактическим стандартом в России.
На современном этапе, в связи с введением Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольному образованию отводится большая роль. К детям дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Как определить наилучший возраст для профориентации? Десятилетиями, специалисты по возрастной психологии, физиологии и практические психологи А.В. Запорожец, Л.А. Чистович, А.А. Любимская тщательно изучали характеристики и особенности детей раннего возраста и в результате этих многолетних исследований было выявлено, что 90% показателей, составляющих характер человека, его индивидуальные способности закладываются до семилетнего возраста.
Из этих данных становится понятно, почему расширению и обогащению знаний о профессиях в работе с детьми старшего дошкольного возраста стоит уделять большое значение. Ведь именно знакомство с профессиями в игровой форме дает возможность, исходя из врожденных способностей и предрасположенностей ребенка к выбору определенного направления, и соответственно создавая при этом развивающие условия. Помогая развивать ребенку свои врожденные способности, можно будет избежать не только проблем «негативизма» в подростковом возрасте, но и построить обучение максимально правильно и безболезненно.
Бывает, но, к сожалению, редко, что ребенок сам знает свою будущую профессию. Наблюдая за ребенком, за каждым его проявлением, можно заметить, что он любит делать, делает это часто и с удовольствием. Любое часто повторяющееся действие – язык Призвания ребенка с раннего возраста. Малыш, который впервые увидел других детей, и подошел к ним, заглянув в глаза, потрогал за руки, личико – человекоориентирован. Это не значит, что ему не будут интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже можно сказать утвердительно.
Если ребенок 4-х лет соорудил из ведер, веревок и дверных ручек нечто, и это нечто приходит в движение при открывании дверей – высока вероятность увидеть его в будущем инженером – конструктором.
В своей практике педагога-психолога я очень часто наблюдаю, что у многих детей, особенно старшего дошкольного возраста появляется интерес к миру профессий. В непосредственной образовательной деятельности, совместно с воспитателями, они знакомятся с данной темой в основном в теории.
Учитывая все вышеизложенное, мне представляется крайне актуальной, разработка программы ранней профессиональной ориентации детей для раннего (до начала школьного образования) осмысления ими и их родителями, профессиональных склонностей ребенка.
Желаемые результаты могут быть достигнуты при проигрывании детьми различных «профессиональных» ситуаций. Важно отметить, что в данной программе, предполагается исключительно игровое познание мира профессий. Использование сказки и ролевых игр, на мой взгляд, как нельзя лучше соответствует возможности реализации цели данной программы – учитывая возможности детей – дошкольников.
Цель программы: способствовать, возможно более раннему выбору профессионального предпочтения детей старшего дошкольного возраста, путем научного подхода к профессиональному ориентированию данной возрастной группы, используя приемы сказкотерапии и ролевой игры.
Тематический план данной программы включает в себя – занятия по «профессиональным блокам»: ознакомление с миром профессий, человек – человек, человек – художественный образ, человек – техника, человек – знаковая - система, человек - природа. Занятия проходят 1 раз в неделю, в течении учебного года с октября по апрель, организованы по подгруппам 8-10 детей. Длительность занятия – в соответствии Сан ПиН 25-30 минут.
Предлагаю вам план проведения занятия по теме: знакомство детей при помощи ролевой игры с областью профессий «человек – техника».
Цель занятия: познакомить детей посредством ролевой игры с профессиями из области «человек – техника».
1 упражнение «Изобрази профессию» (разогрев)
Дети в кругу называют профессии данной области, потом пытаются их изобразить по очереди, другие повторяют.
2 упражнение «Самолет» (действие)
Также в кругу, вспоминаем и называем все части самолета и запоминаем, кто какую часть назвал. Затем выбирается жребием механик, он «собирает» самолет, вторым жребием пилот – он управляет самолетом и следит за тем, чтобы самолет не развалился. Это упражнение можно повторять несколько раз, для того, чтобы все желающие смогли побывать в роли пилота и механика.
3 упражнение «Что понравилось больше всего…» (шеринг)
Ведущий просит детей рассказать, что им понравилось больше всего и звуком мотора самолета изобразить, причем, громкий звук будет свидетельствовать о положительной оценке, а тихий, об усталости и отсутствии интереса.
4 упражнение «Ангар» (ритуал выхода)
Ведущий берет гимнастическое кольцо, и говорит, что все части самолета, механики и пилоты заезжают в ангар, а когда оттуда выезжают, становятся снова девочками и мальчиками.
Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией ребенка, умелым использованием его потенциальных способностей. На востоке говорят: «только знающим дано понять вкус плода по цветку», поэтому считаю необходимым в своей работе придавать большое значение расширению и обогащению знаний о профессиях средствами сказкотерапии и ролевой игры в подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Список литературы.
Ю.А. Матюхина К.Э.
Неверко
, С.А.
Хромова
Развивающие игры для маленького почемучки Издательство Лада, Москва 2007
Е.В. Рылеева Программа
самоосознания
дошкольников в речевой активности
«Открой себя» Москва 1999
Т.В. Большова Учимся по сказке Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС»2001
Е.Н. Синицына Умные сказки «Лист» 1997
Знакомимся с профессиями. Тренируем внимание. Развиваем память. «Знаю все профессии
» Весна дизайн.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат